Почему инженеры хотели сделать грузовик ГАЗ-66 капотным
Конструкторы выбрали эволюционный путь, сохранив основные элементы рамы, детали кабины и общую компоновку модели ГАЗ-63. Но внешне это был другой автомобиль, получивший совершенно новое оперение передка: потенциальная новинка напоминала современные заокеанские грузовики.
На машину установили опытный 6-цилиндровый двигатель мощностью 85 л.с., с которым стыковалась 5-ступенчатая синхронизированная коробка. Для сравнения, двигатель «шестьдесят третьего» выдавал 70 сил, а коробка передач была 4-ступенчатой несинхронизированной.
Грузовой платформой, раздаточной коробкой и лебёдкой поделился ГАЗ-63А. А вот мосты, самоблокирующиеся дифференциалы и тормозные барабаны взяли от плавающего бронеавтомобиля ГАЗ-40П. Крупные колёса (с шинами размерностью 12,00-18 дюймов) увеличили дорожный просвет до впечатляющих 315 мм.
В 1957 году инженеры поняли, что машине нужна более современная кабина, а потому следующую серию опытных образцов, что примерили совершенно новый кабинный модуль. У него были панорамное ветровое стекло, электрические стеклоочистители и множество других прогрессивных решений.
Итоги испытаний оказались двоякими. С одной стороны, удачными получились подвеска, рулевое управление и кабинный модуль... Вот только радикально улучшить характеристики исходного «шестьдесят третьего» не вышло. И газовцев такой вариант категорически не устраивал!
До завершения заводских испытаний вездеходов капотной компоновки специалисты конструкторско-экспериментального отдела Горьковского автозавода поняли, что передавать такой ГАЗ-66 на государственные приемочные испытания не стоит... А стоит сделать совершенно другое.
И для этого было решено радикально сменить компоновку. Первые опытные образцы «бескапотника» были созданы параллельно «капотнику» — в 1957 году. Но из-за отсутствия серийного двигателя необходимой мощности производство ГАЗ-66 было развёрнуто только летом 1964 года.
Кстати, мотор новинке достался нетривиальный — бензиновая «восьмёрка» отдачей 125 сил. И вездеход, сейчас больше известный под прозвищем «шишига», стал настоящей легендой! В апреле 1969 года грузовой внедорожник первым из советских автомобилей получил государственный «Знак качества».
Последний экземпляр ГАЗ-66-11 выехал из заводских ворот 1 июля 1999 года. Взамен Горьковский автозавод освоил выпуск капотной модели ГАЗ-3308 «Садко», что получила «квадратную» кабину от среднетоннажника ГАЗ-3307. А недавно вышло новое поколение горьковских полноприводников — «Садко Next».