История

«Убийцы» суперкаров: пять фактов о свирепых GMC Syclone и Typhoon

Экстремально быстрые внедорожники и грузовики изобретение не новое. И эпоха их царствования началась вовсе не с Porsche Cayenne, быстрых Jeep Grand Cherokee, Ford F-150 SVT Lightning и Dodge Ram SRT-10. Ещё тридцать лет назад настроение владельцев Ferrari, Chevy Corvette и прочих игрушек для богатых мальчиков изрядно портили два GMC. Мрачные, припавшие к земле и с необычными двигателями они лихо разделывались почти со всеми, кто бросал им вызов.

По заветам «Бьюика»

В 1987 году компания Buick, также входящая в империю General Motors, завершила сборку купе Grand National с нехарактерной для Штатов 3,8-литровой «турбошестёркой». Концепция «горячей» разновидности обычной модели пришлась инженерам по душе, и они продолжили эксперименты. На сей раз колдовали над пикапом Chevrolet S-10 (он же GMC Sonoma), который на первый взгляд для подобного совершенно не подходит. Руководство концерна и боссы марки Chevrolet остались к идее равнодушны, а GMC напротив решила довести «трак» в мрачном стиле Grand National до мелкосерийного производства.

На Детройтском мотор-шоу 1989 дебютировал концепт, а в 1991 году выпуском идеального транспорта любого уважающего себя антигероя занялась фирма Production Automotive Services из штата Мичиган, ранее собиравшая Pontiac Firebird Turbo Trans Am. Проект оказался слишком специфичным, чтобы GMC тянула его в одиночку. Кстати, почему название «Syclone» написали с ошибкой, ведь первой буквой должна быть C? Очевидно, чтобы не затевать тяжбу с Ford Motor Company, выпускавшей в шестидесятые маслкар Mercury Cyclone. А, может, хотели таким образом провести параллели с Sonoma, ставшей основой для сумасшедшего пикапа.

Зовите его «монстром»

Первоначально на «Циклон» планировали поставить наддувный Buick 3,8, но инсталляция тянула за собой массу дорогостоящих переделок, поэтому ограничились «шестёркой» объемом 4,3 литра от Sonoma с одним нижним распредвалом, штанговыми толкателями и двумя клапанами на цилиндр. Её взбодрили турбокомпрессором Mitsubishi TD06-17C, жидкостным интеркулером, распределённым впрыском топлива, впускным трактом с дроссельной заслонкой от 5,7-литрового «смолл-блока», другими поршнями и оригинальной выпускной системой. Получилось очень неплохо — отдача в 284 л.с. и 475 Нм для встающей с колен Америки была весомой. Особенно в свете того, что ей располагал отнюдь не спорткар в привычном понимании.

Коробка передач – четырёхступенчатая автоматическая 4L60. Система полного привода не с подключаемой передней осью, а с межосевым дифференциалом, распределяющим тягу между передними и задними колёсами в пропорции 35:65 для максимально эффективной реализации потенциала в любых дорожных условиях.

Ferrari? Даже не почувствовал!

Если кто-то и сомневался в экстраординарных способностях Syclone, то тест журнала Car and Driver за сентябрь 1991 года мог переубедить кого угодно. Грузовику пришлось отстаивать честь General Motors и отечественного автопрома в битве с Ferrari 348ts. Среднемоторная 300-сильная тарга стоимостью 122 180 долларов против «волка в овечьей шкуре» за 26 120 «баксов». Почему бы и нет?! Результаты дрэг-дуэли оказались поразительными! Уже на старте GMC разгромил итальянский суперкар — разогнался до 97 км/ч за 5,3 секунды и «привез» оппоненту 0,7 секунды.

«Педаль тормоза грузовика отпущена и максимальный крутящий момент устремляется на все четыре колеса. Они едва пробуксовывают. Ускорение начинается с удара, от которого водитель чувствует, как завтрак перемещается назад. Мгновение — и вот уже Ferrari видит удаляющийся задний борт GMC. Половина корпуса, корпус, два, прежде чем пилот переключится на вторую передачу. Гонка только началась, а уже выглядит как избиение».

«Пробраться через лабиринт кулисы механической коробки передач Ferrari всегда сложно, но пилот хорош. На второй передаче поющий V8, кажется, набирает темп, переходит с allegro на presto. Задний борт грузовика перестал удаляться, но и не приближается. По сравнению с «итальянцем» Syclone почти беззвучный. На третьей 348ts начинает демонстрировать свою породу и компенсирует отставание. Пикап напрягает свои крепкие «плечи», борясь с набегающим воздухом. Он расталкивает его в стороны, но это снижает темп разгона. Финиш приближается. Обтекаемый Ferrari сейчас в своей среде, поглощая разрыв. Удастся ли ему прорваться на последних метрах? Алюминиевый 32-клапанный двигатель V8, гордость Маранелло вопит от усилий».

Ожесточенная схватка продолжалась вплоть до самого финиша, но победу одержали кубические дюймы и турбонаддув. «Циклон» прошел четверть мили за 14,1 секунды и показал 150 км/ч, результат Ferrari — 14,5 секунды и 159 км/ч. За такое хулиганскому «слиперу» можно простить даже очень скромную грузоподъемность в 227 кг и фактическое отсутствие проходимости.

Сила «Тайфуна»

Syclone выпускался по сути один год. В 1992-м на смену ему пришел внедорожник Typhoon на базе короткобазной соплатформенной трехдверки GMC Jimmy с аналогичной начинкой. Из-за более тяжелого кузова (1734 кг против 1632 кг) он чуть уступал по динамике, хотя 5,3 секунды до 97 миль/ч были предметом для абсолютной нескрываемой гордости.

«Четверть мили он проходит всего за 14,1 секунды с 95 милями в час (153 км/ч) на финише. Это, дорогие фанаты суперкаров, чуть медленнее, чем Acura NSX, но это не предел производительности. Максимальная скорость ограничена на 200 км/ч. Вряд ли вам захочется ездить на внедорожнике быстрее. GMC Typhoon впечатляет стартом со стоп-линии и по-настоящему даёт жару с хода, например, когда надо обогнать фуру на узкой двухполосной дороге. Ускорение на высшей передаче одно из самых интенсивных за всю историю наших тестов. Рывок с 30 до 50 миль/ч (с 48 до 80 км/ч) занимает всего 2,9 секунды. Водитель тягача подумает, что мимо промелькнул НЛО», — рассказывал Car and Driver.

Искать бесполезно?

Нам бы хотелось видеть Syclone и Typhoon сравнительно массовыми, чтобы на рынке было достаточное количество для всех желающих, пусть и под восстановление. Но это очень редкие автомобили. Пикап выпущен тиражом в 2998 штук. Внедорожников с 1992 по 1993 год построили 4697 экземпляров.