Новости

Бензин в России мог бы быть дешевле: мешает демпфер

© Depositphotos

В России существенно снизились биржевые цены на бензин: они уже упали до минимального значения за два последних года. Однако простые автомобилисты перемен не замечают – топливо на заправках остаётся дорогим. В чём причина?

Суть проблемы раскрыла газета «Известия». Ситуация на рынке нефтепродуктов действительно выглядит странной, но ей есть логичные объяснения.

Биржевая цена бензина в России опустилась почти на 30% – ниже 36,8 тыс. рублей за тонну. Дешевле стал и 95-й бензин. С начала мая цена бензина АИ-92 снизилась на 8,7%, бензина АИ-95 – на 6,2%. В других странах топливо напротив дорожает. Мощное снижение стоимости бензина в нашей стране началось в феврале. Его связывают с санкционными ограничениями на поставки топлива на Запад. Производители были вынуждены направить дополнительные объёмы на переработку и последующую реализацию на внутреннем рынке. Теперь крупные нефтяные компании преимущественно перерабатывают нефть на НПЗ вместо того, чтобы её экспортировать. В результате растёт предложение на внутреннем рынке, а биржевая цена – падает.

В нормальной рыночной ситуации вслед за падением оптовых цен должно происходить и падение цен розничных, однако в России это невозможно из-за так называемого демпферного механизма. Бензин на АЗС с конца февраля стал дешевле всего на 0,5%. Сейчас литр АИ-92 в среднем стоит 47 рублей за литр, а АИ-95 – 51 рубль за литр.

«Демпфер применяется как раз для стабилизации цен на АЗС. Поэтому снижение биржевых цен нескоро отразится на рознице. Бензин на заправках будет дешеветь, но очень медленно, а когда затоваренность сойдёт на нет, может начать так же медленно дорожать. Средний темп роста цен, заложенный в формулу демпфера, – 5% в год», – объяснил Виктор Тунев.

Цены и комплектации автомобилей в каталоге Quto