Автопром Югославии. Что производили на территории Балканского полуострова тогда и сейчас
Сербия
В начале 50-х гг в сербском городе Крагуевац на территории военной базы был основан завод Црвена Застава, при этом больше половины активов завода принадлежало Fiat. Из итальянских комплектующих в Сербии производили автомобиль Zastava 750 — точную копию Fiat 600. Автомобиль сходил с конвейера на протяжении 30 лет, за это время сербы создали почти миллион экземпляров. В народе модель получила имя «Фича». Машина до сих пор часто встречается на Балканах.
© Zastava
В конце 60-х гг. сербы совместно с FIAT-IVECO строят новый завод Zastava Privredna Vozila, на котором производят коммерческие автомобили MALI OM, причём продавались они не только на территории Югославии, но и в Италии. Производство коммерческих автомобилей Zastava существует до сих пор.
© Zastava
В 1980 году Zastava производит автомобиль Koral на основе Fiat 127 и Fiat 128. Благодаря этой модели, на экспортном рынке «Заставу» узнали как Yugo. Модель Koral стала одним из самых дешёвых кабриолетов в мире и, к сожалению, одновременно с этим одним из самых плохих — эта модель вошла в ТОП-50 худших машин мира. Koral продавался на рынках Германии, Италии, Великобритании и США.
© Википедия
В 1990 г Zastava выпускает еще одну модель — Florida. Но ей так и не удалось поднять позиции бренда из-за войны, которая вскоре началась в Югославии. В 1999 году часть завода была разрушена от бомбардировки НАТО.
© Википедия
Сейчас на заводе в Краугеваце собирают «раздутую» версию Fiat 500 L и несколько моделей Chevrolet и Opel. Кроме того, в Сербии делают запчасти, шины, пружины, амортизаторы и другие детали. Ещё там же производят элементы электропроводки и аккумуляторы и даже детали для двигателей.
© Fiat
Словения
В конце 1940-х гг. в словенском Мариборе был основан завод TAM — Tovarna Avtomobilov in Motorjev. Производственные мощности достались словенцам ещё от чехословацкого завода, располагавшегося там ранее. В 70-х гг. завод начал выпускать собственные грузовики.
© TAM
Необычной моделью был бескапотный полноприводный грузовик, который мог преодолевать броды до метра глубиной, и перевозить на себе грузы до 1,5 т. Кроме того, на конвейеры в Мариборе производили лёгкие грузовики, которые впоследствии были использованы в качестве военного транспорта в современных балканских конфликтах.
© TAM
А также TAM производил автобусы, которые отправлялись к нам в СССР. Мариборский завод работает до сих пор, но сейчас принадлежит немецкому MAN.
© TAM
В середине 60-х гг. другой словенский завод — TOMOS — собирал знаменитый Citroёn 2CV.
© Citroёn
В те же годы на ещё одном заводе IMV производились микроавтобусы с двухтактным мотором. Чуть позднее на том же заводе собирали Renault 4. Сейчас завод уже полностью принадлежит Renault Group.
© Renault
Современный автомобильный кластер под названием GIZ ACS сейчас производит комплектующие для брендов Ford, BMW, Skoda, Opel, Audi, Volvo. Завод TAB в городе Межица сейчас выпускает автомобильные аккумуляторы для Fiat, Renault, Peugeot и Citroёn.
© Citroёn
Хорватия
До начала 2000-х гг. в Загребе выпускали автобусы TAZ — Tvornica Autobusa Zagreb. Кроме того, в городе Риека собирали румынские «Карпаты» и «Бучеджи» под маркой Torpedo SRT.
© TAZ
В 2013 году частная компания Rimac Automobili спроектировала электрокар Rimac Concept One, который стал первым экспортным автомобилем Хорватии. В 2015 году компания представила Rimac Concept S на Женевском автосалоне. Сейчас Rimac Group производит двигатели и электрику для Koenigsegg.
© Rimac
Босния и Герцеговина
В Сараеве в 70-х гг на заводе TAS собирали легендарные Volkswagen Kafer и первый Golf. Причём «Гольфов» на сараевском заводе было создано около 150 тыс. штук. Позднее на базе Golf Mk1 в Сараеве стали собирать Caddy.
© Volkswagen
На другом заводе в Боснии и Герцеговине на протяжении 10 лет производили ещё один немецкий автомобиль — NSU Prinz. Крошечное купе с багажником под капотом было выпущено тиражом около 15 тыс. экземпляров.
© NSU
Македония
В Скопье сразу после окончания Второй мировой войны на заводе «ФАС-11 октября» начали выпускать автобусы и троллейбусы бренда Sanos.
© FAS
В 1970-х гг. тот же завод начал сотрудничать с Mercedes, благодаря чему смог производить копию немецких автобусов под своей маркой. Большая часть произведенных автобусов отправлялась на экспорт в Россию, Европу Египет и Китай.
© FAS