Почему горят автомобили?
Каждый водитель хоть раз в жизни видел на обочине сгоревший остов автомобиля: это может быть разбитые остатки ржавого «Жигуля», давным-давно брошенные своим хозяином и подожжённые хулиганами, а может быть, судя по обводам и формам, вполне современная машина. Почему она загорелась? Кто виноват в том, что от дорогого и желанного автомобиля остались угли и кусок оплавленного металла?
И, конечно, самое главное: как самому не оказаться на месте владельца этого искорёженного пламенем железа, которое некогда было транспортным средством? Знание, как известно, сила, а ещё самая качественная защита от обучения на собственном опыте. Подробно разобрав первопричины пожаров автомобилей, можно в значительной степени снизить вероятность возгорания.
Авария
Самой распространённой, ключевой и массовой причиной пожара было и будет ДТП — дорожно-транспортное происшествие. Во время столкновения, зачастую даже не самого сильного, деформация подкапотного пространства запросто может привести к нарушению целостности топливной магистрали: сминающийся капот срывает косу форсунок, а там — бензин под давлением в три атмосферы, который фонтаном заливает всё окружающее пространство. Капля на раскалённый коллектор — и быть пожару. И хоть бензонасос уже не качает, но накопленного в контуре достаточно, чтобы выгорел не только моторный отсек, но и салон. А там и до топливного бака не далеко. Добавит «масла в огонь» и сам водитель, который побежит рефлекторно открывать капот, давая мощный приток кислорода, кратно усиливающий горение. Один миг — и нет машины. Восстанавливать зачастую уже нечего.
Спасти сможет только одно: исправный и заправленный огнетушитель, объёмом не менее двух литров, который находится в быстром доступе. Большинство автовладельцев выбирают порошковые огнетушители: мощный столб смеси выбрасывается под давлением, быстро перекрывает приток кислорода к очагу и оперативно заканчивает пожар. Отчистить потом порошок, конечно, будет непросто, но в сравнении с другим исходом — это уже мелочи.
Розжиг
Страсть к путешествиям, дачи и тесно связанные с ними грунтовые дороги да полевые стёжки приводят к тому, что за лето под защиту картера набивается целый стог травы. Нормальная температура работы двигателя внутреннего сгорания — около 90 градусов, так что «гербарий» идеально просохнет и легко вспыхнет в тот момент, когда единичная искорка или раскалённая выхлопная труба «доберётся» до вежливо разложенных «дров». Кстати, любимая россиянами стальная защита картера эти процессы многократно ускорит, ведь секрет, что доработка значительно повышает температуру в подкапотном пространстве.
Сколько внедорожников сгорело по этой причине — уже и не сосчитать. Тысячи. А ведь избежать пожара, срубить его первопричину на корню, проще простого: раз в месяц снимать защиту картера и выгребать из неё «накопленное». Некоторые модели позволяют сделать это даже без снятия «железки». Но ведь это нужно на эстакаду заехать, в яму залезть, инструменты достать, руки испачкать. А хочется — кататься!
Протечка
Вторая по популярности причина открытого горения автомобиля — протечка горючего. Как ни странно, но для подобного исхода совершенно не обязательно пробивать бензобак или рвать топливные трубки: лопнувшие под капотом шланги, текущие прокладки и уплотнители тех же форсунок прекрасно справятся с задачей! Да и много-то не надо: небольшого подтёка будет вполне достаточно, чтобы из-под капота пошёл чёрный дым, а проводка и прочие элементы превратились в клубок чёрной сажи с примесью цветных металлов. Ох, смахнули сейчас скупую мужскую слезу опытные водители, познавшие «радость» карбюраторных «Москвичей» и «Жигулей», у которых различные жидкости подтекали по умолчанию и прямо с завода!
Кстати, не бензином единым! Автопарк в России продолжает стареть, так что участились случаи протечки жидкости гидроусилителя, которая попадает прямиком на раскалённый коллектор, защита на котором давно сгнила и была по этой причине снята, а после — утилизирована в пункте приёма металлолома. Эффект, конечно, не столь яркий, как у бензина, но не менее действенный: «подкапотка» уверенно загорается, плохо тушится, а потом ещё и долго восстанавливается. Так что мерно уходящая жидкость ГУРа тоже может стать причиной истеричного поиска огнетушителя в недрах захламлённого багажника.
Ключевой момент: сразу струёй не потечёт. Это процесс, растянутый во времени, да ещё и весьма ароматный. Если автовладелец снизойдёт до хотя бы еженедельного открытия капота — не только залить «незамерзайку», но ещё и оглядеть «поле битвы» — то стойкий химический запах в тандеме с многочисленными и хорошо заметными подтёками подскажет о необходимости в самом оперативном порядке заняться вопросом противопожарной безопасности.
Тормоза
Часто, нет, слишком часто, причиной возгорания автомобиля становится узел, никак не связанный с топливом: тормоза. Заклинив, они разогревают колесо до таких температур, что пластиковые защиты колёсных арок и резина просто загораются. Да там даже рабочие температуры поражают воображение — до 800 градусов на спортивных машинах — а уж стоит подклинить — держись.
Происходит это из-за объединения сразу двух фирменных свойств современного отечественного автовладельца: слабой технической подготовки и сильной жадности. В регламенте по эксплуатации автомобиля русским по белому написано: во время прохождения каждого технического обслуживания необходимо проинспектировать и, если необходимо, обслужить тормозные механизмы. Но ведь это деньги, а их — нет. Так тормозные суппорты остаются без внимания, пыльники рвутся, смазка вытекает, на «пальцы» и поршни попадает вода, происходит коррозия, а далее — заклинивание. Пожар — дело времени, если вовремя и качественно не обслужить тормоза.
Кривые руки
Тюнинг и доработки — наше всё. Особенно, своими силами, в гараже да под горячительные или просто согревающие напитки. Естественно, на заводах работают глупые и трусливые инженеры, которые ничего не понимают в автомобилестроении, поэтому каждый автомобиль едет медленно, а жрёт много. Хорошо, что есть форумы и топики в интернете, где описано, как эту недоработку исправить! Надо лишь купить пару запчастей на китайской барахолке, собрать коллектив и приложить руки. Алга!
После такого «рукоприкладства» под капотом появляются новые элементы, яркие шланги, стильные крышечки и многое другое. Какова вероятность, что они не справятся с давлением, хомут будет недозатянут, а сама конструкция не выдерживает никакой критики? Примерно 146%. Даванёт, да так, что разная техническая «жижа», во главе с вездесущим бензином, брызнет фонтаном и во все стороны. За искрой — не заржавеет. Но винить будут, конечно, общую изношенность автомобиля и погоду, ведь брёвна у себя — это не по нашей части.
Техническое состояние автомобиля — целиком и полностью забота его владельца. Именно мы, автомобилисты, отвечаем за исправность машины, так что относиться к этому немаловажному пункту общей дорожной безопасности следует соответственно. И чем старше становится машина, тем большая ответственность ложиться на плечи её собственника. Об этом стоит вспоминать каждый раз, когда поворачиваешь ключ в замке зажигания.