Автомошенники всё увереннее чувствуют себя в регионах
© halayalex / Freepik
Статистика тревожная, говорит специалист. Если в прошлом году по заявлениям страховщиков правоохранители возбуждали 31% уголовных дел, то за девять месяцев 2025 года эта цифра снизилась до 21%. Даже Москва и Санкт-Петербург показали спад. В столице возбуждение дел упало с 93% до 72%, а в Петербурге — с 40% до 23%. В Приморье и Краснодарском крае ситуация ещё более сложная, а в некоторых регионах Северного Кавказа дела по страховому мошенничеству почти не возбуждают.
Если в 2024 году страховщики потеряли 3,9 миллиарда рублей, то за неполный 2025 год убытки уже составили 3,2 миллиарда, а к концу года цифры могут сравняться. Всё больше денег теряется из-за действий организованных групп, чья доля в общем объёме мошенничества быстро растёт.
Эксперт отмечает прямую связь между количеством камер на дорогах и стоимостью полисов для водителей. Там, где контроль строже, как в Москве, больше половины автовладельцев ездят без аварий и платят меньше. А в регионах со слабым контролем, например в Ингушетии, скидку за безаварийную езду получают лишь 9,9% водителей. ВСС призывает местные власти активнее устанавливать камеры — это сделает дороги безопаснее, а страхование справедливее.
Отдельной проблемой страховщиков стал параллельный импорт. Мошенники ввозят машины по одной цене, но страхуют их по завышенной, причём в несколько раз. Средняя страховая сумма по каско для таких автомобилей достигает 3-4 миллионов рублей. Впервые убытки по каско из-за действий аферистов (1,5 миллиарда рублей) превысили потери по ОСАГО (1,32 миллиарда рублей).
Никуда не исчезли известные прежде схемы с подставными авариями, среди которых наезды на припаркованные машины, резкие торможения на светофорах и аварии на круговых перекрёстках. В Москве и Петербурге на таких предприимчивых граждан уже научились быстро реагировать, поэтому мошенники активно перемещаются в небольшие города.
К слову, на российском Кавказе очень популярны «бесконтактные» аварии с участием дорогих незастрахованных иномарок и одного бюджетного автомобиля с полисом ОСАГО. В этом случае водитель с ОСАГО признаёт свою вину, но дорогие автомобили иностранных брендов оказываются незастрахованными, что приводит к финансовым потерям страховых компаний.
В этом году, как никогда, растёт число злоупотреблений с европротоколом. В среднем по стране по упрощённой схеме оформляют около 40% аварий, что открывает широкие возможности для обмана. Именно такие схемы особенно популярны в Приморском крае и Новосибирске.
Страхование машин остаётся «популярным» направлением мошеннической деятельности. Но аферисты начинают активно переключатся и на другие сферы. Если в 2024 году на страхование жизни и здоровья приходилось лишь 3% случаев мошенничества, то в 2025 году доля выросла уже до 6%, подытожил Сергей Ефремов.