Audi TTS. Фото Ильи Хлебушкина и компании Audi с сайта autoreview.ru

На шеренгу новеньких Audi TT я смотрел озадаченно — все узнаваемо, но чего-то не хватает. Нет базовой машины! А ларчик открывался просто: в ходе обновления каждую из версий «приподняли», и теперь самые простые «тэтэшки» — точь-в-точь как прежние, но в версии S line с более скульптурными бамперами и подчеркнутым «грилем» радиатора. А каков тогда нынешний S line?

Все просто: отныне пакет S line — как у прежней «заряженной» Audi TTS с отделкой «под углепластик» и диффузором под задним бампером. В свою очередь, нынешняя Audi TTS — это сдвоенные горизонтальные планки вместо частокола зубьев радиаторной решетки, эффектная подводка противотуманок и «четырехстволка» системы выпуска. И только «топовая» версия TT RS не изменилась, за исключением общих для всех машин полосок диодов «дневного света» в биксеноновых фарах.

В интерьере изменения незначительные: тут накладка поглянцевее, там хромовые или алюминиевые вставки, подсветка дисплея борткомпьютера белая вместо красной… Важнее, что под капотом больше не будет «шестерки» 3.2 (255 л.с.) и турбомотора 2.0 (200 л.с.) серии ЕА113. Оба агрегата заменит один — наддувный двухлитровый мотор из серии ЕА888 мощностью 211 л.с. или, для версии TTS, 272 л.с. С этим мотором мы хорошо знакомы по всему семейству Audi А4 — от двигателей, что ставят на Volkswagen Golf GTI и Scirocco, он отличается только наличием системы регулировки хода выпускных клапанов AVL (Audi Valve Lift).

Изменения в салоне ТТ небольшие: три новых оттенка цветовой гаммы, алюминиевые вставки на руле и дверных панелях, хромированные окантовки рукояток климат-контроля, черная глянцевая накладка на центральной консоли и белая, а не красная подсветка дисплея бортового компьютера

Компактная семиступенчатая преселективная коробка передач с двумя мокрыми сцеплениями с 2009 года ставится на Volkswagen Transporter T5: для Audi ТТ инженеры использовали более «короткий» диапазон передаточных отношений (6,6 вместо 7,45). Блок мехатроники с одиннадцатью управляющими клапанами расположен отдельно, снаружи коробки

У турбомотора 2.0 TFSI новой серии ЕА888 на Audi TT есть механизм двухступенчатой регулировки хода и фазы открытия клапанов AVS (Audi Valvelift System), причем на выпуске. До 3000 об/мин выпускные клапаны открываются частично, а затем — полностью, за счет чего варьируется поток выхлопных газов и производительность турбокомпрессора

По автобану от Мюнхена до Ингольштадта Audi TT 2.0 TFSI летит стрелой: звук мотора приглушен и безэмоционален, но ускорение — ого-го! В диапазоне от 1600 до 4200 об/мин под напольной педалью газа всегда наготове 350 Нм крутящего момента. Реакция на педаль — молниеносная, но ровная, как немецкий автобан. Согласно паспортным данным, максимальная скорость выросла на 5 км/ч, разгон до сотни сократился на полсекунды, а расход бензина упал сразу на 14%. На скорости далеко за 200 км/ч (автобан-то безлимитный!) ты спокойно перестраиваешься, положив руки на налитый приятным усилием руль. Привод сцепления абсолютно «прозрачен», четкость работы механической коробки передач превосходна… И запас тяги более чем достаточен для легкого купе, чей кузов весит всего 260 кг, из которых 68% приходится на алюминий, а большая часть стальных компонентов для лучшей развесовки размещена сзади.

Пересел в ТТ с шестиступенчатой роботизированной коробкой S tronic — еще лучше! Можно преспокойно плестись за трактором по извилистой дорожке мюнхенского пригорода, а потом топнуть по педали газа — и «робот» мгновенно и почти незаметно опустится до нужной передачи, обеспечив немедленный «выстрел».

Самая «заряженная» версия TT RS (на фото в центре), за исключением общих для всех «тэтэшек» диодных полосок «дневного света» в биксеноновых фарах, не изменилась. «Подзаряженную» Audi TTS (справа) отличают серебристые горизонтальные планки радиаторной решетки и противотуманных фар, а базовые модификации TT (слева) выглядят как прежний S line

Интересно, что раньше «робот» не предлагался для самой «заряженной» версии Audi TT RS, потому что даже даже «старшая» из двух преселективных коробок концерна Volkswagen, предназначенных для машин гольф-платформы с поперечным расположением силового агрегата, не переваривала 450 Нм пятицилиндрового турбомотора 2.5. Но немцы нашли-таки решение: начали ставить на TT RS семиступенчатый «преселектив» от… полноприводной версии микроавтобуса Volkswagen Transporter T5! С автоматической стартовой программой Launch Control разгон до сотни занимает всего 4,2 секунды — пусть лишь на пару мгновений, но быстрее, чем с «механикой»!

Но в Европе, по словам маркетологов Audi, главный залог рыночного успеха ТТ — не в цифрах, а в некогда революционном, а ныне превратившемся в классику дизайне. Даже на четвертом году конвейерной жизни Audi ТТ по продажам опережает всех конкурентов марок BMW и Mercedes-Benz — только по Германии разошлось около 10 тысяч TT! У нас продажи гораздо скромнее, но лидерство непоколебимо: в прошлом году было продано 160 Audi TT, 143 купе-родстера BMW Z4 и 70 «открывашек» Mercedes-Benz SLK.

|Автомобиль ||Audi TT ||||| |Модификация ||1.8 TFSI |2.0 TFSI |2.0 TDI |TTS 2.0 TFSI |TTRS 2.5 TFSI | |Размеры, мм |длина/ ширина |4187/ 1842 |4187/ 1842 |4187/ 1842 |4198/ 1842 |4198/ 1842 | |колесная база |2468 |2468 |2468 |2468 |2468 | |Объем багажного отделения, л ||292/250 |292/250 |292/250 |292/250 |292/250 | |Тип кузова (число мест) ||3-дверный хэтчбек/родстер (2+2/2) ||||| |Двигатель ||бензиновый |бензиновый, |дизельный |бензиновый |бензиновый | |с непосредственным впрыском, турбонаддувом и интеркулером ||||| |Количество и расположение цилиндров ||4, рядное |4, рядное |4, рядное |4, рядное |5, рядное | |Рабочий объем, см? ||1798 |1984 |1968 |1984 |2480 | |Число клапанов ||16 |16 |16 |16 |20 | |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин ||160/118/4800—6200 |211/155/4300—6000 |170/125/4200 |272/200/6000 |340/250/5400—6500 | |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин ||250/1500—4500 |350/1600—4200 |350/1750—2500 |350/2500—5000 |450/1600–5300 | |Коробка передач ||механическая, 6-ступенчатая |механическая, 6-ступенчатая/ роботизированная, 6-ступенчатая |механическая, 6-ступенчатая |механическая 6-ступенчатая/ роботизированная, 6-ступенчатая |механическая 6-ступенчатая/ роботизированная, 7-ступенчатая | |Привод ||передний |передний/полный, подключаемый |полный, подключаемый |полный, подключаемый |полный, подключаемый | |Максимальная скорость, км/ч ||226 |245 |226 |250 |250 | |Время разгона 0—100 км/ч, с ||7,2 |6,1/5,6 |7,5 |5,4/5,2 |4,6/4,2 | |Расход топлива, смешанный цикл, л/100 км ||6,7 |6,6 |5,3 |7,7 |9,2 | |Емкость топливного бака, л ||60 |60 |60 |60 |60 | |Топливо ||бензин АИ-95 |бензин АИ-98 |ДТ |бензин АИ-98 |бензин АИ-98 |

Легкий наддув

У кроссовера Q7 тоже обновление — и тоже «техническое». Причем, как и у ТТ, из гаммы двигателей Q7 исчезли последние «атмосферники»!

Вместо бензиновых моторов V6 3.6 (280 л.с.) и V8 4.2 (350 л.с.) теперь будет новая трехлитровая «шестерка» с механическим нагнетателем Roots, как у Audi A6 и S4, — в двух вариантах форсировки: 272 л.с. и 333 л.с. Выгода? Во-первых, унификация. Во-вторых, экономия бензина — в среднем на полтора-два литра на сто километров. А что до разгонной динамики, то сохранить ее на прежнем паспортном уровне помогает новый восьмиступенчатый «автомат» фирмы Aisin — такой же, какой имеют новые Porsche Cayenne и Volkswagen Touareg.

Двигатель 3.0 TFSI весит всего 189 кг. В обеих версиях он оснащен расположенным в развале блока цилиндров компрессором Eaton TVS с индивидуальным ременным приводом. Пара четырехлопастных роторов способна раскручиваться до 23000 об/мин, развивать давление 0,8 бара и сжимать до тонны воздуха в час

В дизеле 3.0 TDI специальной лазерной обработкой стенок цилиндров снижены потери на трение и использованы менее инерционные турбины. Водяные рубашки блока цилиндров и головок блока разделены особыми клапанами с вакуумным приводом: при прогреве или малой нагрузке охлаждающая жидкость в блоке не циркулирует

Благодаря коротким нижним передачам и блокировке гидротрансформатора грузный Q7 неожиданно резво берет с места даже с базовой бензиновой «шестеркой». Правда, при езде «в полпедали» трансмиссия не дает стрелке тахометра перебраться за треть шкалы, что настраивает на неспешный драйв. Если с педалью не церемониться и заставить «автомат» разом перескочить через три, а то и четыре ступени вниз, разгон будет более напорист, но по-прежнему плавен. Оживляет Q7 режим Sport — коробка дольше держит передачи и с более заметными толчками доходит максимум до шестой.

Новый «автомат» Aisin сделан на базе прежней шестиступенчатой коробки, но легче ее на 11 кг: масляный насос стал компактнее, фрикционных дисков в муфтах меньше. Внутри общего силового диапазона (7,25) числа восьми передач подбираются под каждый двигатель индивидуально. Сцепление гидротрансформатора при остановках полностью размыкает связь с мотором, а при старте почти мгновенно блокируется — для гашения вибраций в гидротрансформатор встроен демпфер. После холодного пуска масляный радиатор коробки прогревается жидкостью системы охлаждения двигателя, а для версий с системой «старт-стоп» агрегат оборудован отдельным электронасосом, поддерживающим давление масла при заглушенном моторе

Итак, бензиновый мотор только один, хоть и в двух ипостасях, а вот дизелей по-прежнему три. Флагманский 500-сильный монстр V12 остался без изменений. «Шестерка» 3.0 (240 л.с.) и «восьмерка» 4.2 (340 л.с.) при прежней мощности умерили аппетит за счет впрыска под давлением 2000 бар и пьезофорсунок, впрыскивающих до шести порций топлива за цикл. Трехлитровый мотор к тому же похудел на четверть центнера — привод газораспределительного механизма «потерял» две цепи из четырех, впускной коллектор и клапанные крышки сделаны из пластика. А европейцам будет доступна его «эковерсия» Clean Diesel (с датчиками состава смеси в камерах сгорания, более эффективной системой рециркуляции отработавших газов и нейтрализатором оксидов азота DeNОx), уже сегодня отвечающая обязательным с 2014 года требованиям Euro 6.

Но в России «чистого» дизеля не будет, да и в Америке, основном для Audi Q7 рынке, в год планируется продавать всего несколько сотен таких машин с ним. Зато «обычные» дизели у нас в фаворе — с ними продаются семь машин из десяти. Спрос устойчивый: за прошлый кризисный год Audi Q7 нашел 1968 покупателей, оставив позади Porsche Cayenne (975 машин), Mercedes GL (1316), Range Rover (1508), и почти догнал BMW X5 (2023). Обновленные Audi Q7 доберутся до нас к концу лета, но дилеры уже принимают заказы и готовят новые ценники: от 2,7 млн и 3,1 млн рублей за бензиновые версии и от 2,7 млн, 3,7 млн и 5,3 млн рублей за машины с дизельными моторами.

|Автомобиль |Audi Q7 ||||| |Модификация |3.0 TFSI |3.0 TFSI |3.0 TDI |4.2 TDI |6.0 TDI | |Двигатель |бензиновый, с непосредственным впрыском, наддувом и интеркулером ||дизельный, common rail, с турбонаддувом и интеркулером ||| |Количество и расположение цилиндров |6, V-образное |6, V-образное |6, V-образное |8, V-образное |12, V-образное | |Рабочий объем, см? |2995 |2995 |2967 |4134 |5934 | |Число клапанов |24 |24 |24 |32 |48 | |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин |272/200/4750—6500 |333/245/5500—6500 |240/176/3800—4400 |340/250/4000 |500/368/3750 | |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин |400/2250—4750 |440/2900—5300 |550/1750—2500 |800/1750—2750 |1000/1750—3250 | |Коробка передач |автоматическая, 8-ступенчатая ||||| |Привод |постоянный полный ||||| |Максимальная скорость, км/ч |225 |245 |218 |242 |250 | |Время разгона 0—100 км/ч, с |7,9 |6,9 |7,9 |6,4 |5,5 | |Расход топлива, смешанный цикл, л/100 км |10,7 |10,7 |7,4 |9,2 |11,3 | |Емкость топливного бака, л |100 ||||| |Топливо |бензин АИ-95 |бензин АИ-95 |ДТ |ДТ |ДТ |

Scriptio: Илья Хлебушкин.