Плюсы кооперации между автопроизводителями давно и хорошо известны, вот только рожденные от такой «любви» дети не всегда оказываются счастливыми в жизни. Сегодня компании сотрудничают скорее для снижения издержек и вместе делают скучные массовые модели. Конечно, есть и приятные исключения, но чаще на свет появляется очередной кроссовер. Чтобы запустить в производство даже недорогой спорткар, сегодня надо обладать недюжинной смелостью… Вообще-то так было раньше. Вот только смельчаки находились чаще. Тридцать лет назад все было иначе, и даже небольшие по мировым меркам автопроизводители часто предпринимали рискованные шаги. Один из таких примеров — кей-кар со спортивным характером Autozam AZ-1, который в этом году отмечает тридцатилетний юбилей. Эта машина фактически выросла из концепт-кара Suzuki R/S1 1985 года, который сама Suzuki ставить на конвейер не решилась, но неожиданно обрела поддержку, в первую очередь финансовую, в лице компании Mazda.Обе фирмы быстро нашли общий язык и решили, что доработанный автомобильчик пойдет в серию под именем Autozam AZ-1. Этот суббренд принадлежал Мазде, и это тоже было отличием того времени от нашего. Тогда многие автопроизводители не стеснялись иметь сразу несколько суббрендов, даже несмотря на то, что не заваливали мир миллионами автомобилей как, например, Toyota или General Motors.В 1989 году на Токийском автосалоне был представлен концепт Mazda AZ-550, и положительная реакция журналистов и публики окончательно убедили руководство Мазды в том, что «спортивный» кей-кар будет иметь определенный рыночный успех. Ну если и не успех, то и не провал точно. И в сентябре 1992 года в Японии стартовали продажи Autozam AZ-1. Долгую подготовку серийного выпуска объясняли серьезной доработкой проекта. В частности, пришлось разрабатывать новое шасси, на которое одевался «сэндвич» из стеклопластиковых кузовных панелей. Маленький автомобиль с серьезными решениями Казалось бы, что такого интересного можно выжать из формата кей-кара со всеми его ограничениями? Однако японским инженерам удалось создать по-настоящему незаурядную машину. Даже одного взгляда на неё было достаточно, чтобы понять всю её нестандартность. У машины не было…дверных ручек, замочная скважина располагалась почему-то под зеркалом, однако если приглядеться к нижней кромке дверей, то там можно было заметить небольшие вырезы. Ручки находились именно там, и находились не просто так.Пожалуй, самой яркой чертой Autozam AZ-1 были двери типа «крыло чайки». Двери имели трехсекционное остекление, причем открыть можно было нижнюю «форточку». Для их закрывания использовались специальные ручки-петли, а чтобы водителю и пассажиру солнце не напекло макушку через заходящие на крышу стеклянные секции, использовались специальные солнцезащитные шторки на липучках.У машины был всего один «дворник», место за сидениями было тесным даже для кошки, а посадка в салон осуществлялась с помощью ручек на передних стойках, как у «взрослых» внедорожников. Но если у них ручки служили для преодоления высокого порога, то у Autozam AZ-1 для совершенно обратной цели. для удержания равновесия, так как садится приходилось фактически «на асфальт».Как и положено кей-карам, размеры машинки воображение не поражали: длина 3295 мм. ширина 1395 мм, колесная база — 2235 мм. Среднемоторный заднеприводный Autozam AZ-1 оснащался трехцилиндровым, 0,66-литровым бензиновым мотором мощностью 64 л.с. (85 Н∙м), с которым на пару трудилась пятиступенчатая механическая КПП. Весила машинка 726 кг и могла разогнаться до 140 км/ч, затрачивая на преодоление первой сотни 11,5 секунды. Показатели не особо впечатляющие даже для начала девяностых годов, но не стоит требовать ураганной динамики Ferrari LaFerrari от кей-кара стоимостью 1 млн. 498 тыс. йен или 12 400 долларов. Когда хорошей драки не получилось Главным конкурентом совместного детища Mazda и Suzuki позиционировался другой кей-кар со спортивным характером — среднемоторный родстер Honda Beat, к плюсам которого стоило отнести дизайн Pininfarina и меньшую на 70 тысяч йен цену. Да и марка Honda имела гораздо большую популярность и доверие покупателей, чем Autozam.Соперники были достойны друг друга, однако противостояния не получилось — Autozam AZ-1 был разгромлен в пух и прах. Не помогло даже появление родного брата, вернее, сестры — Suzuki Cara, срочно запущенной в серию для выправления ситуации на рынке. Если Honda Beat разошелся тиражом в 33,6 тыс. экземпляров, то Autozam AZ-1 нашел всего 4392 покупателя и ещё 531 — Suzuki Cara.К началу 1994 года стало окончательно ясно, что машина «не пошла», и было принято решении о прекращении её производства. Правда, делались попытки подогреть покупательский интерес разными «прокачанными» модификациями, например, Autozam AZ-1 Mazdaspeed, которые отличались от базовой модели более агрессивным обвесом, но продажи были до того мизерными, что называть это модификацией язык не поворачивается. В результате, в октябре 1994 года производство машины прекратили, хотя оставшиеся товарные запасы распродавали ещё несколько месяцев. после конвейера С тех пор многие машины покинули пределы Японии, хотя официально они всегда продавались только на внутреннем авторынке. Некоторые их них оказались в США, Европе, а некоторые и в России.Для коллекционеров автомобильной экзотики Autozam AZ-1 представляет определенный автомобильный интерес, хотя и нельзя сказать, чтобы за машиной гонялись, предлагая любые деньги. В любом случае, этот автомобильчик вошел в историю как один из самых технически необычных кей-каров, над конструкцией которого инженеры работали долго и серьёзно, хотя он кому-то и может показаться крайне несерьезным.