Автопром Чехословакии первой половины ХХ века

В рамках цикла публикаций об автомобильной промышленности стран соцлагеря мы уже подробно рассмотрели чешский автопром послевоенного периода, вспомнив о том, что машиностроение этой небольшой страны имело богатую историю и в начале ХХ века. Теперь пришло время рассказать о нём более подробно — ведь он весьма интересен, поскольку речь здесь пойдёт не только о хорошо известных в наше время марках вроде Шкоды и Татры, историю которых мы освещали в первой части. В те времена в Чешском королевстве существовал добрый десяток уже давно забытых сегодня марок, заслуживающих отдельного разговора. Ведь тогда (как, впрочем, и в наше время) чехи выпускали автомобили, которые по уровню конструкции и качеству изготовления ничем не уступали немецким, итальянским или французским, а по оригинальности технических решений иногда даже превосходили их.

Паромобиль Йозефа Божека

Пражский часовщик и механик Йозеф Божек был первым, кто создал самодвижущийся экипаж на территории современной Чехии. В 1815 году он представил плод свей десятилетней работы — паромобиль, который считается одним из первых паромобилей в мире после экипажей француза Кюньо и англичанина Тревитика.

Божек эксплуатировал своё творение несколько лет, после чего использовал паровой двигатель уже отдельно от самого транспортного средства. В дальнейшем богемский конструктор занимался пароходами и железнодорожным транспортом, а также получил известность в качестве часового мастера.

Prazska tovarna automobilu Velox

Благодаря деятельности предприятия Velox Прага была первым городом в Австро-Венгрии, в котором работала организованная служба такси, чего на тот момент не было даже в столице империи — Вене. Первый автомобиль был построен в 1906 году — это была машина собственной конструкции, но в качестве ориентира чехи выбрали французские авто того времени. За четыре года было построено около сотни автомобилей, половина из которых числилась в гараже-таксопарке. В основном это были машины модели 10HP с литровым одноцилиндровым двигателем, развивавшим 10 л. с.

Читать далее на сайте kolesa.ru