Бери шинель, пошли в гараж

Американские военные собираются начать испытания пикапа на водородном топливе. Вспоминаем, какие еще технологии пришли в массовое автомобилестроение через апробацию в армии. А также — что ждет нас за поворотом.

Американские военные собираются начать испытания пикапа на водородном топливе. Автомобиль на топливных элементах (существует также технология сжигания водорода, но это не тот случай) привлекает армейских завхозов бесшумностью, экономичностью и низкой тепловой и акустической заметностью. Попробуем вспомнить, какие еще технологии пришли в массовое автомобилестроение через апробацию в армии. А также — что ждет нас за поворотом.

Бери шинель, пошли в гараж

Возможно, кто-то не знает, но самый первый автомобиль — или, как некоторые считают, прототип автомобиля и паровоза — был артиллерийским тягачом. Телега господина Кюньо, построенная в 1770 году еще не с ДВС, но с паровым двигателем, предназначалась для буксировки пушек, а не для дрифта на форсаже с девчонками!

Бери шинель, пошли в гараж

В XX веке развитие автомобильных технологий подстегнула Первая мировая война. Во-первых, это, конечно, полный привод. Самую первую машину с ДВС и со всеми ведущими колесами построили еще за 10 лет до войны. Это был голландский гоночный Spyker 60 HP. Но практически сразу в серию в США пошли полноприводные грузовики. Естественно, для нужд армии.

Бери шинель, пошли в гараж

Второе образовавшееся и стремительно выросшее направление — бронирование автомобилей. Все началось с военных броневиков. Примерно на таком «Остине-Путиловце» Ленин в апреле 1917 года зажигал речь перед революционными матросами. Так что пролетарский вождь в буквальном смысле стоял на острие прогресса. Ну а одним их первых бронеавтомобилей был Austro-Daimler 1905 года. На таких машинах военные инженеры обкатывали принципы и технологии бронирования. Например, создание бронелистов сложной формы и их монтаж под определенными углами (принцип рационального бронирования), охлаждения двигателя и тормозов, усиление кузова и шасси с одновременным удержанием массы авто в разумных границах.

Бери шинель, пошли в гараж

В Советской России по заказу военных очень быстро стали развиваться исследования моторного топлива. Инженеры также стали проектировать дизельные двигатели и газогенераторные системы. Вообще, что касается СССР, огромное количество заводов «обязаны» своим появлением Великой отечественной войне. Тогда московские, ленинградские, украинские предприятия эвакуировали на Урал, где создавали новые производства.

Бери шинель, пошли в гараж

О военных корнях внедорожников УАЗ, ГАЗ, Willys, Jeep или даже Land Rover, наверное, и говорить не стоит. А тот же Hummer родился из армейского проекта HMMWV. Кстати, последний внедорожник — сугубо военная машина — даже окрашивается по специальной технологии, краской, приспособленной к быстрому обеззараживанию. Поверхность краски такова, что ее можно легко очищать после воздействия химических или биологических реагентов. Причем краска также чрезвычайно устойчива к повреждениям.

Бери шинель, пошли в гараж

Ну а сегодня на автомобилях работает огромное количество прошедшей через армию серьезной электроники — датчики, радары и инфракрасные камеры. На принципах их работы построено большинство современных «умных» автомобильных систем. То же касается и технологий дополненной реальности. Или, скажем, систем общения машин между собой и дорожной инфраструктурой. Фактически они работают по аналогии с авиационной электроникой TCAS или специфическими радиолокациоными комплексами «свой-чужой».

Бери шинель, пошли в гараж

Наконец, как, по-вашему, развиваются технологии беспилотников? Это сейчас ими занялись такие интернет-гиганты, как Google. А еще совсем недавно главным специалистом в области искусственного интеллекта было американское оборонное агентство DARPA, проводившее много лет конкурсы беспилотных автомобилей.