Бери шинель, пошли в гараж

Американские военные собираются начать испытания пикапа на водородном топливе. Автомобиль на топливных элементах (существует также технология сжигания водорода, но это не тот случай) привлекает армейских завхозов бесшумностью, экономичностью и низкой тепловой и акустической заметностью. Попробуем вспомнить, какие еще технологии пришли в массовое автомобилестроение через апробацию в армии. А также — что ждет нас за поворотом.

Возможно, кто-то не знает, но самый первый автомобиль — или, как некоторые считают, прототип автомобиля и паровоза — был артиллерийским тягачом. Телега господина Кюньо, построенная в 1770 году еще не с ДВС, но с паровым двигателем, предназначалась для буксировки пушек, а не для дрифта на форсаже с девчонками!

В XX веке развитие автомобильных технологий подстегнула Первая мировая война. Во-первых, это, конечно, полный привод. Самую первую машину с ДВС и со всеми ведущими колесами построили еще за 10 лет до войны. Это был голландский гоночный Spyker 60 HP. Но практически сразу в серию в США пошли полноприводные грузовики. Естественно, для нужд армии.

Второе образовавшееся и стремительно выросшее направление — бронирование автомобилей. Все началось с военных броневиков. Примерно на таком «Остине-Путиловце» Ленин в апреле 1917 года зажигал речь перед революционными матросами. Так что пролетарский вождь в буквальном смысле стоял на острие прогресса. Ну а одним их первых бронеавтомобилей был Austro-Daimler 1905 года. На таких машинах военные инженеры обкатывали принципы и технологии бронирования. Например, создание бронелистов сложной формы и их монтаж под определенными углами (принцип рационального бронирования), охлаждения двигателя и тормозов, усиление кузова и шасси с одновременным удержанием массы авто в разумных границах.

В Советской России по заказу военных очень быстро стали развиваться исследования моторного топлива. Инженеры также стали проектировать дизельные двигатели и газогенераторные системы. Вообще, что касается СССР, огромное количество заводов «обязаны» своим появлением Великой отечественной войне. Тогда московские, ленинградские, украинские предприятия эвакуировали на Урал, где создавали новые производства.

О военных корнях внедорожников УАЗ, ГАЗ, Willys, Jeep или даже Land Rover, наверное, и говорить не стоит. А тот же Hummer родился из армейского проекта HMMWV. Кстати, последний внедорожник — сугубо военная машина — даже окрашивается по специальной технологии, краской, приспособленной к быстрому обеззараживанию. Поверхность краски такова, что ее можно легко очищать после воздействия химических или биологических реагентов. Причем краска также чрезвычайно устойчива к повреждениям.

Ну а сегодня на автомобилях работает огромное количество прошедшей через армию серьезной электроники — датчики, радары и инфракрасные камеры. На принципах их работы построено большинство современных «умных» автомобильных систем. То же касается и технологий дополненной реальности. Или, скажем, систем общения машин между собой и дорожной инфраструктурой. Фактически они работают по аналогии с авиационной электроникой TCAS или специфическими радиолокациоными комплексами «свой-чужой».

Наконец, как, по-вашему, развиваются технологии беспилотников? Это сейчас ими занялись такие интернет-гиганты, как Google. А еще совсем недавно главным специалистом в области искусственного интеллекта было американское оборонное агентство DARPA, проводившее много лет конкурсы беспилотных автомобилей.