«Бешеный лось»: 8 фактов про забытый супервнедорожник ЗИЛ-Э167

Вспоминаем вездеход с беспрецедентной проходимостью, который так и не стал серийным.
Экспериментальные разработки Завода имени Лихачева по сей день поражают воображение инженерной смелостью. Мы постараемся поведать о каждой из них, а начнем с грандиозного шестиколесного внедорожника, обладавшего рядом уникальных технических решений. Он переворачивал представления о возможностях автомобиля на пересеченной местности и в условиях тотального бездорожья, но не попал даже в мелкосерийное производство.
ЗИЛ-Э167

Отец монстра

Прежде чем рассказывать о самой машине следует отдать дань уважения его выдающемуся создателю Виталию Андреевичу Грачеву, советскому гуру внедорожной техники и лауреату двух Сталинских премий третьей степени. В течение тридцатых-сороковых годов маэстро разработал первый отечественный легковой внедорожник ГАЗ-61, прославленный армейский ГАЗ-64, а также ряд бронемашин для вооруженных сил.

Виталий Андреевич Грачев на фоне ЗИЛ-Э167

Виталий Андреевич Грачев на фоне ЗИЛ-Э167

anaga.ru

К началу пятидесятых Грачев занял должность главного конструктора ЗИЛ, а с 1954-го возглавлял специальное конструкторское бюро завода. Здесь инженер, как говорится, развернулся! Одним из его невероятных творений стал монстр с индексом Э167. Кстати, знаменитый поисково-спасательный мобильный комплекс «Синяя птица», о котором мы обязательно расскажем в следующий раз, — тоже дело рук Грачева и его команды.

Разработан в кратчайшие сроки

В конце 1961 года Управление автомобильной промышленности Мосгорсовнархоза поручило специальному конструкторскому бюро (СКБ) ЗИЛ создать колесный вездеход. На проектирование отводился год, но по факту процесс занял… несколько месяцев. Произошло это, как в свое время писал журнал «Club 4x4», по нелепой случайности. Задание в буквальном смысле затерялось на столе А. М. Кригера, главного конструктора завода. Спохватились лишь в конце 1962-го после того, как высокие чины поинтересовались выполненными работами по проекту. За помощью обратились к Грачеву и его подчиненным. Мол, эти смогут спроектировать и построить машину в сверхсжатые сроки. Смогли. При том, что на тот момент люди из СКБ отнюдь не сидели сложа руки, а готовили к государственным испытаниям четырехосный ЗИЛ-135Л.

ЗИЛ-135Л

ЗИЛ-135Л

Именно впечатляющее внедорожное шасси, ставшее впоследствии серийным, сыграло огромную роль в создании экспериментального ЗИЛа. Инженеры в основном использовали его узлы и агрегаты, поскольку времени на разработку с нуля было критически мало. Примерно треть компонентов проектировали заново или брали у другой техники.

Силовая установка и трансмиссия

Начнем с одной из самых поразительных особенностей, которую опытный вездеход унаследовал у донорского автомобиля. ЗИЛ-Э167 оснащен не одним, а сразу двумя 7-литровыми двигателями V8 мощностью 180 л.с. Каждый передавал тягу на колеса своего борта через гидротрансформатор для уравнивания потоков мощности, индивидуальную коробку передач и бортовые редукторы. Мудреная схема, как и в случае с ЗИЛ-135Л обеспечивала дополнительную живучесть.

ЗИЛ-Э167

ЗИЛ-Э167

Титаническую жажду двух моторов общим рабочим объемом 14 литров утоляла топливная система с шестью резервуарами. Четыре установили по бортам рамы за первой осью, два — за второй. Общий объем бензобаков — 900 литров! По некоторым данным, монстр пожирал до сотни литров горючего на 100 километров пробега, так что огромный запас был необходимостью, а не проявлением инженерной гигантомании.

Подвеска и колеса

Шасси Э167 напоминало таковое у ЗИЛ-135Л. Рама похожая, но усиленная. Подвеска колес первой и третьей оси независимая торсионная на поперечных рычагах и с ходом 240 мм. Центральная крепилась жестко. Другой технический изыск — полноуправляемое шасси. Водитель воздействовал на передние и задние колеса посредством системы с двумя гидроусилителями. Благодаря этой особенности гигантский трехосник отличался хорошей маневренностью. Радиус разворота — 11,9 метра.

ЗИЛ-Э167

ЗИЛ-Э167

Может показаться, что колесные диски чудовищного внедорожника позаимствованы у какого-нибудь ракетовоза и весят не меньше тихоокеанского острова, но это не так. Они разработаны зиловцами в содружестве с МВТУ имени Баумана и изготовлены по большей части из… стеклопластика. Сталь использована только для диска крепления к ступице и распорного кольца. Неординарное решение позволило в 2,5 раза облегчить диски в сравнении с полностью металлическими колесами и, соответственно, уменьшить неподрессоренные массы.

А вот шины у ЗИЛ-Э165 взяты у техники специального назначения. Ими поделился тягач МАЗ-529Е. Внешний диаметр соответствует росту взрослого человека — 1790 мм, хотя допускалось устанавливать покрышки и поскромнее. Система централизованной регулировки давления позволяет стравливать колеса до характеристик гусеничным машин.

Кузов и салон

На происхождение многих узлов и агрегатов недвусмысленно намекает «лицо» автомобиля — передняя часть кабины взята у ЗИЛ-135Л. Интересно, что она стеклопластиковая, как и весь кузов. Спереди могут разместиться четыре человека. В основном отсеке, отделенном перегородкой с дверью, предусмотрены места для четырнадцати пассажиров. Оба отсека имеют системы обогрева, поскольку предполагалась эксплуатация в очень суровых климатических условиях.

Габариты, масса, дорожный просвет

На фотографиях ЗИЛ-Э167 кажется огромным, но по факту он больше, чем можно себе представить. Длина дома на колесах — 9,26 метра. Ширина — 3,13 метра, высота — более 3 метров. Колесная база — 6,3 метра, а расстояние между осями — 3,15 метра. Снаряженная масса супер-ЗИЛа — 12 тонн, при этом его грузоподъемность достигала 5 тонн. Дорожный просвет — невероятные 852 мм!

ЗИЛ-Э167 в сравнении с ГАЗ-69

ЗИЛ-Э167 в сравнении с ГАЗ-69

Для сравнения, гигантский внедорожник Cadillac Escalade ESV короче почти на 3,5 метра, уже и ниже более чем на метр, и примерно вчетверо легче.

Проходимость

В начале 1963-го наспех собранный экземпляр отправился на длительные испытания. Сперва он колесил просторы Пермской области и удивлял ультимативной проходимостью. Броды глубиной немногим менее двух метров, снежная целина и 42-градусные уклоны не представляли для монстра сложностей. Его борта не случайно украшает лось — эмблема СКБ ЗИЛ и символ непоколебимости перед бездорожьем.

Позже — в 1965-м — автомобиль пригодился на строительстве газопровода Шаим-Тюмень. Он перемалывал колесами тотальный сибирский оффроуд и решал вопросы транспортного характера.

ЗИЛ-Э167

ЗИЛ-Э167

С ЗИЛ-Э167 связана одна забавная, возможно, выдуманная история. Поговаривают, что проходившая испытания чудо-машина напугала американское ЦРУ. Снимки со спутника зафиксировали следы огромного вездехода в глухомани в отдаленных частях страны. Ведомство решило, что Советский Союз уже выпустил целую армаду новой техники и сможет добраться до Штатов через Берингов пролив. В действительности, шпионское оборудование засняло следы всего лишь одного транспортного средства с ультимативной проходимостью.

Судьба великана

В короткие сроки инженеры столичного предприятия сумели построить выдающийся автомобиль — пусть и не созданный с нуля проект, а удачную компиляцию имеющихся агрегатов. К сожалению, ЗИЛ-Э167 так и не стал серийным. На то было несколько причин. С одной стороны, начался выпуск тяжелого гусеничного транспортера-тягача ГТ-Т и необходимость в супервездеходе отпала. С другой стороны, сомнения вызывала очень сложная трансмиссия и два двигателя. Очевидно, что экспериментальный внедорожник обходился бы в производстве и в эксплуатации заметно дороже.