Опубликовано 24 мая 2021, 11:02
4 мин.

Маск пошутил? Регионы России уже бьются за завод Tesla

В ходе российского форума «Новое знание» глава американской компании Tesla допустил не только официальный выход американских электрокаров на отечественный рынок, но и открытие завода на территории РФ. Эта новость без преувеличения стала ключевой для всего мероприятия и подняла нешуточную войну хайпа с политическим душком.
Depositphotos

Новость от Илона Маска о возможности открытия производства на территории РФ прозвучала в традиционно шуточной манере. При этом бизнесмен уточнил, что рассматривает такой вариант в более широком ключе – в качестве площадок подойдут, к примеру, и Казахстан, и другие страны СНГ. Региональная политическая элита приняла заявление Маска за чистую монету: губернаторы наперебой стали предлагать бизнесмену построить завод именно у них, суля наибольшую выгоду и всестороннюю поддержку. Обыватели, что называется, съели угощение, а власти регионов напомнили о том, что существуют. Но и только!

Уповать на шутки Маска о заводе в РФ и преференции от региональных властей россиянам вряд ли стоит. Никаких реальных предпосылок для этого, к сожалению, нет. Ни Россия, ни страны СНГ не являются сколько-нибудь значимыми рынками для Tesla и едва ли ими станут в обозримой перспективе. Речь идёт о премиальных автомобилях с впечатляющим (по российским меркам) ценником и штучными продажами, которые, к слову, нужно где-то заряжать и обслуживать. Ни достойного сервиса, ни инфраструктуры, ни даже официального офиса продаж Tesla в России до сих нет. В этом свете борьба глав регионов за шкуру неубитого медведя выглядит особенно комично.

Первым отреагировал на заявление Маска глава Калужской области Владислав Шапша. К счастью, он обошёлся без излишнего пафоса. «Регион полностью готов к этому», — написал он в своем Telegram-канале примерно через два часа после слов американского бизнесмена.

К чести этого региона, у него действительно есть немалые заслуги в развитии автопрома на территории РФ. На данный момент в Калужской области функционирует свыше десяти крупных производственных площадок, включая заводы Volkswagen, Peugeot-Citroen и Volvo. Бывший губернатор Калужской области Анатолий Артамонов напомнил о том, что в регионе уже создана вся инфраструктура для постройки завода, кроме того, он может быстро подготовить нужное количество специалистов. Не забыли местные политики и о главном достоянии - дедушке космонавтики Константине Циолковском.

Доводы губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва в пользу строительства завода Tesla на землях региона в свете перечисленного выше выглядят не слишком убедительными: здесь уже выпускают Mercedes-Benz, а ещё есть город Электроугли. Калужане, кстати, напомнили, что специалистов для немецкого завода в Подмосковье готовили как раз они. Чем может понравиться Маску город Электроугли, и вовсе можно лишь гадать.

Отличилась и Москва в лице заммэра Москвы Владимира Ефимова. Политик пространно заявил, что администрация готова «оказать всё необходимое содействие для локализации производства в Москве».

К числу жаждущих завода Tesla примкнул глава Удмуртии Александр Бречалов – он предложил Маску налоговые льготы и напомнил о наличии в регионе индустриальных парков. В качестве примера был приведён завод «Лада Ижевск», на котором многие годы выпускались «Москвичи», «Ижи» и сегодняшний бестселлер «АвтоВАЗа» Lada Vesta. «Мистер Илон Маск, Удмуртия может предложить вам налоговые льготы и индустриальные парки. А ещё у нас лучшие кадры в стране! Инвестируйте в Удмуртию! Добро пожаловать в самый предпринимательский регион России!», - отрапортовал глава региона.

Особенно странно выглядело на этом фоне заявление губернатора Орловской области – региона, прежде не замеченного в организации крупных автомобильных производств. Андрей Клычков молниеносно отреагировал на шутку Маска и напомнил о величии своей области бравадой: «Орёл — это символ преодоления, полёта, бесстрашия и покорения вершин; Орёл всегда достигает цели и всегда побеждает». «И разве эти качества и философия не объединяют Орёл с компанией Tesla?», - поинтересовался он у Маска.

Не обошлось в соревновании и без участия ещё одного автомобильного региона - Калининградской области: пресс-секретарь Дмитрий Лысков заявил, что область будет рада, если Илон Маск выберет в качестве места для строительства завода именно её. «Это несомненно приведёт к росту рабочих мест, которые явно будут заняты жителями Калининградской области».

Увы и ах, - ничего действительно привлекательного ни один из российских регионов, как и Россия в целом, предложить компании Tesla не может. За исключением, пожалуй, почти бесплатной рабочей силы. Кто-то считает Маска инопланетянином, кто-то – мечтателем, балагуром и пройдохой. Но он точно не дурак и знает толк в инвестициях. Как и в шутках над губернаторами, не чурающимися любыми поводами, чтобы повысить свой политический вес.

Автомобильные новости