Дороги, которые мы не выбираем
У всех еще в памяти душераздирающие репортажи с трассы М10 (Москва — Питер), когда из-за снегопада было паразиловано движение на этой, не побоюсь этого слова, транспортной артерии, связывающей две столицы.
Из телевизора и с высоких трибун звучали искрометные речи про нерадивых дорожников, бестолковых водителей и героических МЧСников.
И что в сухом остатке? Да, строго говоря, — ничего.
1. Идея про зимнюю резину — совершенно бредовая, ибо таковой для магистральных тагячей практически не существует. И что делать водителю, если он везет груз из заснеженного Питера в солнечную Астрахань? Переобуваться на полпути? Или продолжать крушить шипами асфальт до пункта назначения, куда он приедет уже вообще без шипов? Да и не помогут никакие шипы на одной (или двух) ведущих осях автопоезда. Если только еще сделать ведущими колеса полуприцепа.
2. Цепи противоскольжения — это гениально. И необычайно эффективно. Без шуток. Тем более их применение, к примеру, обязательно в каких-нибудь Альпах. А там не дураки живут, не так ли? Но дьявол кроется в деталях. А именно: на цепях можно ехать очень неспеша и очень недалеко. Иначе цепи и покрышка превратятся в лохмотья, а асфальт — в крошку. Одевать перед каждым подъемом? Согласен. Сколько подъемов по дороге от Питера до Москвы? Сколько времени нужно потратить на эту процедуру? Где этим заниматься? Прямо на обочине?
3. Дорожные службы плохо делают свою работу. А почему они должны делать ее хорошо? Объявляется конкурс на обслуживание дороги с такого-то по такой-то километр. Выигрывает его убогая контора, которая, имея за душой один неисправный трактор, дала самую низкую цену. Разве это не прекрасно? Но даже если контора серьезная, то непосредственно в снегопад дорогу чистить нельзя — надо ждать окончания выпадения осадков. Таковы регламенты. Пока идет снег, они имеют право только «солить», то есть сыпать на дорогу какую-нибудь гадость.
4. Водители-дальнобойщики сами виноваты. Про то, что они не пользуются цепями и не покупают зимнюю резину, понятно. Я выше написал почему. Но вот в правом ряду одна фура зашлифовала на подъеме. Сзади накатывается вторая. Ее водитель — избранный! У него все получится! Он вылезает в средний ряд и тоже начинает шлифовать. Третья фура лезет в третий ряд, если он есть, и тоже встает. Будьте уверены — если на дороге будет 256 рядов, то фуры займут их все. И будут в них шлифовать и материться в рацию. Они же все, как один, избранные! Трижды избранный попробует проехать по обочине и хорошо, если там просто застрянет, а не завалится в кювет.
Как же живет весь остальной цивилизованный мир?
Да очень просто. В приличных странах дорога такого назначения, как наша М10, это предприятие. Это реальная транспортная артерия, влияющая на жизнь страны — то, что «там» принято называть автобаном, или моторвеем, или хайвеем и т. д. И отношение к ней соответствующее.
Начнем с того, что на ней не может быть крутых перепадов высот и крутых поворотов. На ней разметка и указатели. И все это видно в любое время суток даже там, где нет освещения.
Перекресток? — Нет, только многоуровневые развязки.
Светофор? — Так не бывает!
Пешеходный переход? — Это невозможно!
Разумеется, разделительная полоса. Причем такая, что встречные потоки не слепят друг друга. Разумеется hard shoulder (твердая обочина), то есть фактически еще одна полоса движения, на которую никто просто так съехать не имеет права — сразу расстрел. Именно по ней в случае какой-либо заварухи полетят дорожная полиция, скорая помощь, пожарные и прочие спецслужбы.
Каждые пару километров телефоны экстренной помощи, каждые 10...20 километров — площадки для отдыха, каждые 50 километров — пункты сервиса (АЗС, стоянка, общепит, мотель и т. п.). И так далее, и так далее, и так далее.
Все сделано для того, что человек, выкатившийся на автобан, добрался до места назначения быстро, спокойно и без проблем. А полиция и дорожные службы за этим тщательно проследят. И платочком вслед помашут.
А мы что?
А мы выезжаем на дорогу, как на поле боя. Нам бросили полосу асфальта от пункта А до пункта Б — этого достаточно. Дальше каждый сам за себя. Федеральная трасса? —Ну и что? Не расслабляйся! Убился — сам виноват. Так и живем.
И никого не волнует, сколько мы теряем на наших так называемых дорогах топлива, денег и жизней. 2012 год, Россия. Стабильность.
Scriptio: Технический консультант Геннадий Звонов.