quto.ru
Опубликовано 28 июля 2020, 13:45

Как инспекторы искажают ПДД для лишения прав за обгон «гуськом»

Российские водители нередко практикуют так называемый обгон «паровозиком» или «гуськом»: сразу несколько автомобилей обгоняют тихохода один за другим. Инспекторы считают такое действо злостным нарушением ПДД и через суд лишают прав рисковых водителей. Далеко не всегда действия должностных лиц действительно аргументированы.
depositphotos

Обгоны «паровозиком» на российских местечковых дорожках – порой единственная возможность опередить другое транспортное средство. Желающих обогнать плетущийся со скоростью черепахи грузовик или дышащую на ладан легковушку собирается много, а мест для обгона нет на многие километры. Разница в скорости между тихиходом и другими участниками дорожного движения нередко составляет несколько десятков километров в час. На относительно коротком отрезке обгон легко могут совершить сразу несколько машин – разумеется, при условии, что встречного транспорта нет, а участок дороги хорошо просматривается.

Проблема в том, что если водители, обгоняющие тихохода «гуськом», в безопасности манёвра уверены, то инспекторы ГИБДД с ними не соглашаются почти никогда. Служивые играючи оставляют «лихачей» без прав сроком на полгода.

Остаться без прав можно благодаря пункту 11.2 ПДД. Остановимся на нём немного подробнее. Согласно данному пункту, водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: — транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия; — транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево; — следующее за ним транспортное средство начало обгон; — по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Как инспекторы искажают ПДД для лишения прав за обгон «гуськом»

© depositphotos

Наказание за такой проступок определено в 4 части статьи 12.14 КоАП РФ: «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления влечёт наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырёх до шести месяцев». Нетрудно заметить, что ни о каком прямом запрете на обгон «паровозиком» в пункте 11.2 ПДД речи не идёт. Зато перед инспекторами открыты прекрасные возможности по изобретению собственных версий трактовки правил.

Как ранее пояснил лично глава ГИБДД Михаил Черников, в формулировке «водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия» речь идёт только об одном транспортном средстве. Это транспортное средство, которое в данный момент производит обгон или объезд препятствия. Как раз его и запрещается обгонять. Как бы то ни было, единого мнения касательно законности обгона «паровозиком» до недавнего времени не было даже у профильных экспертов. Вопрос снял Верховный суд, который постановил, что такой вид обгона законен и не запрещён ПДД.

Как пояснила «Российская Газета», данное решение было вынесено ВС в результате рассмотрения дела некоего Антона Боздникина. Водитель почти два года доказывал в судах различных инстанций, что не нарушил ПДД, совершая обгон «паровозиком», а стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения инспектором ДПС. Сначала автомобилисту, совершившему обгон «гуськом», вменили двойной обгон, однако не изложили обстоятельств нарушения – всего лишь указали пункт правил, которые водитель якобы нарушил (ст. 11.2 ПДД). Запись с видеорегистратора вменяемое нарушение опровергала. Суды этому, как ни странно, значения не придали. Верховный суд, рассмотрев дело, постановил, что автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом обзор не закрывали. Двойного обгона также не было.

Как инспекторы искажают ПДД для лишения прав за обгон «гуськом»

© depositphotos

Запрет на обгон по причине ограниченной видимости в данном случае сработать не смог. В пункте 1.2 правил описаны условия ограничения видимости, при которых обгон совершать запрещено («ограниченная видимость» - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами). Суд постановил, что другие машины, также совершавшие обгон, обвиняемому в совершении правонарушения водителю обзор не закрывали.

Иными словами, совершая обгон «гуськом», водители должны помнить, что прямого запрета на такой обгон в российских ПДД нет. Однако совершать обгон одновременно с другими машинами можно при соблюдении ряда условий: при наличии разрешения на обгон на данном участке, завершении манёвра до запрещающего знака, а также отсутствия ограничения обзора при совершении манёвра. Двойной обгон, разумеется, запрещён и повлечёт за собой справедливое лишение прав, а вот факт ограничения обзора при обгоне «паровозиком» требует наличия доказательств. При отсутствии таковых действия инспекторов, вменяющих пункт 11.2 ПДД, можно и нужно оспаривать.

Автомобильные новости