«Крузак» курит в сторонке: советские супервездеходы, не знавшие преград

Оцените невероятные, построенные в СССР машины для самых суровых и экстремальных условий.
Отсутствие дорог с одной стороны и необходимость осваивать бескрайнюю страну с другой обуславливали необходимость в автомобилях с ультимативной проходимостью. Забудьте про «Нивы» и «уазики». Выкиньте из головы подготовленные Toyota Land Cruiser 105 и Nissan Patrol Y61. Сегодня мы расскажем вам о поистине уникальной технике Made in USSR. Она пройдет там, где увязнут авторитеты мира внедорожников.
Урал-5920

АТ-Т

Аббревиатура этого монстра («артиллерийский тягач тяжелый», он же «изделие-401») напоминает название огнестрельного оружия. Внешний вид сделал бы честь технике из фильма-антиутопии. Ширина напугает водителя Hummer H2. Суперавтомобиль разработан в послевоенные годы на Харьковском машиностроительном заводе. Согласно техзаданию, ему предстояло таскать ракетные и артиллерийские системы, а также прицепы массой до 25 тонн, развивая 35 км/ч с полной нагрузкой, выполнять гражданские и боевые задачи в любой климатической зоне Советского Союза.

АТ-Т

АТ-Т

Wikipedia

Первые опытные варианты появились в конце 1947-го и показали хорошие результаты на испытаниях, а их создатели удостоились Сталинской премии. Тягач построили с использованием компонентов шасси среднего танка Т-54. Двигатель тоже танковый — 38,8-литровый дизельный V12 с 48-клапанными головками блока цилиндров, развивающий до 450 л.с. при 1750 об/мин. Расширенная центральной вставкой кабина сделана из кузовных элементов грузовиков ЗИЛ-164 и ЗИС-150. Когда речь заходит о советских автомобилях-долгожителях в первую очередь вспоминаются «Жигули» и забывается техника особого назначения. А ведь сборка АТ-Т велась три десятилетия, до 1979 года!

ГАЗ-47

Нижегородский вездеход имеет бесцветные обозначения ГАЗ-47 и ГТ-С (гусеничный транспортер-снегоболотоход), но якутские геологи кличут его «Степанидой». Он, как и АТ-Т, создан для экстремального офф-роуда и работы в климатическом аду. Спектр поставленных перед ГАЗ-47 огромный — от перевозки людей, обслуживания и строительства линий электропередач и нефтегазопроводов до участия в спасательных операциях.

ГАЗ-47

ГАЗ-47

ГАЗ

«Степаниду» разрабатывали, опираясь на опыт выпуска легких танков времен Великой Отечественной войны, но без технических сюрпризов не обошлось. Вездеход получил переднее расположение двигателя и передние ведущие колеса. Мотор, в отличие от чудища на АТ-Т воображение не поражает — «всего лишь» бензиновая 3,5-литровая «шестерка» мощностью 70 л.с. Грузоподъемность — тонна. Вездеход производился с 1954 по 1964 год. На рубеже десятилетий он участвовал в Антарктическом внутриконтинентальном пробеге между станциями Мирный, Пионерская, Восток-1, Комсомольская, Восток и Амундсен-Скотт. Проще говоря, прошел ледяную пустыню с убийственными отрицательными температурами.

Урал-5920

Полагаем, в России не найдется человека, не слышавшего о продукции славного миасского завода. Тем не менее, в его гамме есть белые пятна. Одно из них — это супервездеход Урал-5920, который выпускался с 1985 по 1989 год. Достаточно увидеть его единожды чтобы остаться под сильнейшим впечатлением. Грузовик, буквально парящий над гусеничными движителями, можно встретить не каждый день!

Урал-5920

Урал-5920

Монстр проходимости по задумке своих создателей должен был действовать при температурном диапазоне от +40 до -50 С и на территориях, где нет даже намека на дорогу. Первая его интересная особенность заключается в четырех коротких, а не двух длинных гусеницах ради более высокой маневренности. Немаловажное качество, ведь Урал-5920 — «парнишка» отнюдь не маленький! Гусеничный снегоболотоходный транспортер по габаритам схож с дачным домиком. Его длина — 9900 мм, ширина — 3000 мм, высота — 3700 мм. Полная масса — 22,5 тонны. Вторая ожидаемая фишка супергрузовика — ультимативная проходимость. Он способен преодолевать 58-процентный подъем и оставлять позади броды глубиной немногим менее двух метров.

ДТ-10 «Витязь»

Король бездорожья от Ишимбайского завода транспортного машиностроения удивляет одним внешним видом. Не самый красивый вездеход в мире! Впрочем, два гигантских «ящика» с гусеницами полностью оправдывают свое романтичное былинное название. «Витязь», как и другая техника в нашем обзоре, создавался для работы при нестерпимой жаре и сверхнизких температурах. Обитает он в Сибири, на Крайнем Севере и других диких, прекрасных и не слишком дружелюбных местах нашей родины.

ДТ-10 «Витязь»

ДТ-10 «Витязь»

Vitaly V. Kuzmin / Wikipedia

С точки зрения принципиальной конструкции ДТ-10 — это сочлененный гусеничный транспортер грузоподъемностью до 10 тонн. Первое звено с моторно-трансмиссионным отсеком, а также автономными системами обогрева и вентиляции вмещает от четырех до семи человек. Второе может использоваться для установки технологического и другого оборудования, либо быть выполнено в виде кузова с тентом. Соединяющее их поворотно-сцепное устройство с гидроцилиндрами горизонтального и вертикального складывания с принудительной блокировкой позволяет секциям поворачиваться в горизонтальной, вертикальной и продольно-вертикальной плоскости. На пересеченной местности «Витязь» творит чудеса. Например, взбирается на полутораметровые стены и преодолевает рвы шириной до четырех метров.

Многотопливный двигатель V12 мощностью 710 л.с. с центробежным нагнетателем под стать машине! Интересно, что запускается он с помощью электростартера от аккумуляторных батарей напряжением 24 В или с помощью системы пневмопуска с хранящимся в баллонах сжатым воздухом.

БТ361А-01 «Тюмень»

Завершает обзор советских супервездеходов сочлененный болотоход-монстр с непроизносимым индексом и длиной фуры. Его разработали под запросы добывающей отрасли, которой для обслуживания удаленных месторождений требовался мощный транспортер с высокой грузоподъемностью и экстремальной проходимостью. Проектированием занималось Специальное конструкторское бюро «Газстроймашина» из Тюмени. Отсюда и название модели.

БТ361А-01 «Тюмень»

БТ361А-01 «Тюмень»

Из-за специфичных требований конструкторам пришлось применить нетривиальные инженерные решения. Они остановились на сочлененной схеме с парой отдельных гусеничных тележек. Над ними разместили агрегаты и грузовую платформу. Не правда ли, внешний вид «Тюмени» кажется очень знакомым, несмотря на ходовую часть? Это потому что ее кабина позаимствована у К-700 «Кировец», монстра среди тракторов. Двигатель — 300-сильный дизель ЯМЗ-240БМ. В паре с ним агрегатирована четырехрежимная 16-ступенчатая коробка передач.

Вот другие впечатляющие подробности о внедорожном транспортере. Длина составляет 15,56 метров, ширина — 3,74 метра, высота — 3,76 метра. Снаряженная масса равна 46 тонн. Грузоподъемность — 36 тонн. Дорожный просвет в 600 мм примерно втрое больше клиренса обычных кроссоверов.

«Тюмень» разработали за полгода, протестировали в конце семидесятых годов и выпускали до конца восьмидесятых. Кстати, это был едва ли не первый случай в истории советского автомобилестроения, когда технику с сочлененной схемой довели до испытаний, а затем и до серийного производства.