"Летящие" автомобили: история в картинках
Не за горами времена, когда летающие легковые автомобили будут явлением обыденным и серийным, а потому совершенно привычным. Доказательство тому – современная разработка американской компании Transition Roadable Aircraft – летающий автомобиль Terrafugia.
Однако далеко не сразу человечество пришло к столь совершенным технологиям.
С тех пор, как был изобретен пропеллер, находчивые люди пробовали «приделать» его ко всему, в том числе и к автомобилям.
В некоторых случаях это делалось в надежде на то, что транспортное средство взлетит, а в других пропеллер просто использовался в качестве альтернативы традиционному автомобилю – для передвижения по асфальту, снегу или суровому бездорожью.
Американский ресурс Jalopnik.com опубликовал подборку таких любопытных транспортных средств. Они ни в чем не уступали самолетам и вертолетам, кроме того, что, увы, не летали.
На рисунке внизу данного абзаца - Aerocar максимальной взлетной массой 990 кг, построенный в середине 1950-х годов. Его длина составляет около 4,2 метра.
В передней части транспортного средства был установлен 90-сильный двигатель от Chevrolet, который развивал максимальную скорость 160 км/ч, а в задней части – авиационный двигатель Avco Lycoming О-320.
Надо сказать, что образцы таких аэрокаров проходили успешные испытания и даже взлетали. Но разработка так и не нашла практического применения. На следующем рисунке - пример французского Leyat Airscrew, один из первых вариантов которого впервые был представлен в начале 1912 года. К сожалению, никаких деталей о нем найти не удалось.
Информация об еще одной версии прототипа Aerocar (см. фото ниже) впервые была опубликована в октябре 1955 года в журнале Mechanix Illustrated.
Броневик Sizaire-Berwick Wind Wagon 1915 года - экспериментальная разработка британского адмиралтейства - создавался с целью использования в сложных дорожных условиях Африки и Ближнего Востока. Транспортное средство снащалось 110-сильным авиадвигателем Sunbeam, который должен был обеспечить вращение четырехлопастному пропеллеру. Последний, согласно задумке, смог бы выталкивать это транспортное средство в случае, если оно увязнет в грунте.
Броневик был выпущен в 1915 году в единственном экземпляре как опытный образец. Дальше этого работа не продвинулась, и за пределы Великобритании эта машина так и не выехала.
Модель Helica 1920-х годов – разработка французской фирмы Leyat, названной по имени основателя Марселя Леиата. Целью исследователя было создание самолета без крыльев. Транспортное средство оснащалось трехцилиндровым двигателем мотоциклетного типа воздушного охлаждения мощностью 8 лошадиных сил.
Автомобиль двигался за счет задних колес, приводимых в движение воздушным винтом. Корпус машины был полностью сделан из фанеры и весил всего 240 кг. Разработка была выпущена в различных вариантах кузова – «купе» и «кабриолет». Максимальная скорость, которой удалось достичь этому транспортному средству, составила 171 км/ч.
А вот взлететь оно так и не смогло. Между тем, около 30 экземпляров этого чуда техники были проданы.
Helica 1921 года. Экспонируется в музее искусств в Париже. Этот экземпляр с двухцилиндровым двигателем – свидетельство эволюции Helica.
Helica 1922 года. Была представлена на Фестивале скорости в Гудвуде, 2000 год. По некоторым данным, это единственный из уцелевших Helica, находящихся в рабочем состоянии.
Проект фуникулера с кабинками, приводимыми в движение посредством пропеллеров. Опубликован в июне 1933 года в журнале Popular Science.
Экспериментальный автомобиль, разработанный в 1938 году, между прочим, компанией Maybach. В задней части транспортного средства установлен семицилиндровый двигатель, изначально создававшийся для самолетов. Кузов предположительно изготовлен кузовным ателье Spohn.
Французская разработка 1932 года под названием Helicron (см. главное фото к статье). Транспортное средство было обнаружено в сарае в 2000 году после почти 70-летнего забвения. Сейчас машина находится в рабочем состоянии и приводится движение четырехцилиндровым двигателем Citroen.
Разработка Дэйва Мэйджорса. Винтовой автомобиль, созданный на базе BMW 600 1959 года выпуска. Изобретатель просто оснастил «шестисотый» пропеллером и хвостом от самолета.
Еще один плод труда Дэйва Мэйджора - "L5 Propeller Car". Приводился в движение шестицилиндровым двигателем от самолета Lycoming. Предназначался для езды как по асфальту, так и по снегу.
Это наше, родное советское – аэросани «Север», созданные в вертолетном конструкторском бюро Н. И. Камова на базе автомобиля ГАЗ-М20 ("Победа"). Серийную «Победу» оснастили лыжами, пропеллером и авиационным мотором АИ-14 мощностью 260 лошадиных сил.
Машина cоздавалась в качестве быстроходного транспорта для северных районов страны на период зимнего бездорожья. Такие аэросани нашли практическое применение и совершали регулярные почтовые и пассажирские рейсы в районах Сибири и Дальнего Востока. Единственный уцелевший экземпляр находится сегодня в Монинском музее авиации.
Транспортное средство Jetstream. Было выставлено на продажу несколько лет назад на аукционе eBay. Продавец сообщил, что он создал его в 1985 году. Автомобиль очень легкий, так как изготовлен из стеклопластика и композита. Приводится в движение мотором Шевроле.
Владелец предупредил потенциальных покупателей, что эта штука – вовсе не игрушка, а представляет собой серьезную опасность, почему он и решил от нее избавиться. Удалось ли ему это сделать, неизвестно. Scriptio: Елена Кострикина, обозреватель.