ГИБДД стала бороться с пьяными водителями, публикуя их данные в интернете. Региональные подразделения ГИБДД начали бороться с пьяными водителями, публикуя их имена в интернете. В МВД к такой практике относятся настороженно, считая, что обнародование подобных сведений может противоречить закону о защите персональных данных. Эксперты считают, что публикация фамилии и инициалов нарушителя не противоречит законодательству, но считают такую практику неэффективной. Региональные подразделения ГИБДД стали активно практиковать публикацию поименных списков водителей, лишенных прав за пьяную езду. Последними на такой шаг решились в МВД Якутии, на официальном сайте которого был опубликован список тех автомобилистов, кто по решению суда был лишен водительского удостоверения в феврале. Вместе с фамилией и инициалами нарушителя указан и срок наказания — как правило, он составляет полтора года. Подобные меры профилактики применяет ГУ МВД по Новосибирской области. С инициативой публикации таких данных в Новосибирской области выступил лично глава региона Василий Юрченко. В полиции и ГИБДД возражать не стали, после чего на сайте областной полиции появился список из 1592 человек. Только за январь этого года список пополнился именами 570 нарушителей. Вокруг публикации на сайте областного ГИБДД тут же развернулась оживленная дискуссия, нашедшая отражения в комментариях к новости. Некоторые пользователи, не поленившись просмотреть весь список, нашли в нем одних и тех же людей, которых лишали прав несколько раз. Так, одного из жителей области трижды ловили за рулем в пьяном виде, и по решению судов он был лишен прав в общей сложности на 7,5 лет. Кроме того, внимание пользователей привлекли и необычные фамилии нарушителей, например Шумахер.Аналогичные меры против пьяных водителей приняли и кировские полицейские, опубликовавшие в октябре список 53 нетрезвых водителей из Кирова, лишенных прав в том же месяце. Правда, на этот раз местная полиция вместе с фамилией опубликовала не инициалы нарушителей, а их имена полностью. Между тем публикация подобных сведений может противоречить ФЗ № 152 «О персональных данных», который запрещает в том числе публикацию личных данных гражданина без его согласия. Пресс-служба ГИБДД России в понедельник была недоступна для комментариев. Информированный источник «Газеты.Ru» в МВД России назвал подобную практику неоднозначной. «На самом деле, публикация этих данных — очень спорный вопрос, — заявил он. — Нужно смотреть, насколько это граничит с законом о защите персональных данных. С одной стороны, судебные процессы, на которых водителя лишают прав, открыты, и любой может прийти туда и узнать фамилию и имя человека, со всеми подробностями. С другой стороны, такая списочная публикация данных никакими актами или документами не регламентируется».По мнению источника, многое зависит от ситуации в конкретном регионе. «Если там сложилась ситуация, что со стороны прокуратуры или других органов нет никаких претензий, то и слава богу: может быть, хоть кого-то публикация таких данных остановит от езды в пьяном виде», — добавил собеседник «Газеты.Ru». По его словам, о внедрении такой практики повсеместно речь не идет. «ГИБДД России даже не рассматривала этот вопрос», — добавил источник. Юристы считают, что формально ГИБДД не нарушает закон о персональных данных. «Если в данных указано не полное имя, а инициалы, то формально закон о защите персональных данных не нарушается, потому что тут невозможно однозначно идентифицировать того или иного человека, — заявил «Газете.Ru» автоюрист Кирилл Форманчук. — Это принципиальный момент, потому что к персональным данным относятся именно те сведения, которые в совокупности позволяют однозначно идентифицировать человека». Юрист напомнил, что все данные на нарушителей такого рода уже давно можно найти в открытом доступе. «Все решения о лишении прав публикуются на сайте мировых судов в банке судебных актов, и информации о человеке там можно найти гораздо больше, в том числе и марку его машины», — отметил Форманчук. Он считает подобную инициативу неэффективной. «Никакого эффекта от этого не будет, — уверен он. — Откуда из этих данных я узнаю, что такой-то Иванов с такими-то инициалами является моим знакомым Ивановым, которого бы я мог как-то пристыдить? И вообще, если в этом списке нельзя однозначно идентифицировать конкретного человека, то я не понимаю тогда смысла такой публикации».По его словам, чтобы обиженный автомобилист мог обратиться в суд по поводу разглашения подобной информации, ему будет необходимо найти достаточное количество людей, которые узнали о лишении его прав именно после конкретной публикации МВД. «Если количество таких людей будет больше, чем тех, кто ни о чем не догадался, то тогда можно говорить о каком-то нарушении закона и взыскивать моральный вред. Но на практике это абсолютно нереально, — уверен Форманчук. — У нас в 2012 году лишили прав около 860 тысяч человек — и что, теперь все эти фамилии нужно публиковать? Мне кажется, это просто бессмысленный труд, который отвлекает сотрудников от реальной профилактики безопасности дорожного движения». Еще один автоюрист Лев Воропаев, известный тем, что добивается отмены введенного в 2010 году «сухого закона» для водителей, считает, что водители, чьи фамилии опубликованы, вполне могут попытаться убрать свою фамилию из опубликованных документов. «Я бы на их месте попробовал пободаться, — заявил он. — Публикация прошла без их разрешения, и можно было бы хотя бы написать в МВД, попросив удалить фамилию. Но в суде все равно придется доказывать факт морального ущерба». Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков не имеет ничего против публикации имен пьяных водителей, но только при условии введения четких критериев состояния опьянения. «Если это действительно пьяный водитель, то почему бы и нет, — заявил «Газете.Ru» парламентарий. — Для какой-то небольшой территории, где все друг друга знают, такой шаг мог быть достаточно эффективной мерой сдерживания. В этом случае, если он попробует качать права, то вряд ли кто-то встанет на его сторону, потому что все будут понимать, что человек сел за руль после употребления алкоголя. Таким водителям нужно было думать о защите своего права на частную жизнь в тот момент, когда они садились за руль, угрожая безопасности здоровья и жизни других людей». Scriptio: Анатолий Караваев.