quto.ru
Опубликовано 05 апреля 2017, 18:00

«Ниве» – 40: когда возраст – не приговор

Ровно 40 лет назад, 5 апреля 1977 года, был запущен серийный выпуск первого полностью оригинального автомобиля «АвтоВАЗа», легендарной модели ВАЗ-2121 «Нива».

Ровно 40 лет назад, 5 апреля 1977 года, был запущен серийный выпуск первого полностью оригинального автомобиля «АвтоВАЗа», легендарной модели ВАЗ-2121 «Нива». С новым именем и множественными доработками этот автомобиль продаётся и сегодня. Вспоминаем любопытные подробности, связанные с первым серийным отечественным кроссовером.

Первый оригинальный автомобиль «АвтоВАЗа»

«Нива» стала первой и наиболее удачной собственной разработкой советских автомобильных инженеров «АвтоВАЗа». Если предыдущие машины бренда создавались на платформе Fiat-124, то «Нива» представляла собой принципиально новый продукт, предназначенный для жителей сельской местности.

Работа над автомобилем стартовала в начале 1970-х и потребовала от конструкторов немалых усилий. К тому моменту контракт с итальянцами уже истекал, поэтому требовалась собственная уникальная разработка. Автомобиль должен был быть компактным и лёгким, притом проходимым и надёжным. Ведущим конструктором проекта стал Пётр Прусов, не доживший до 40-летия своего знаменитого детища всего пару недель. Команда Прусова прекрасно справилась с поставленной задачей, а после нескольких модернизаций автомобиль совместил в себе лучшие качества вседорожника и легкового автомобиля.

Подготовка машины к серийному выпуску началась в 1973 году, а в 1974-м появились на свет 15 экспериментальных образцов. В 1976-м выпущено ещё 50 машин, а серийная модификация начала сходить с конвейера 5 апреля 1977 года.

Первый честный кроссовер

Владельцы «Нивы» или Lada 4×4 наверняка обидятся за слово «кроссовер», которое, по их мнению, не применимо к их любимице. Тем не менее, этот автомобиль как нельзя лучше подходит под данное определение: «Нива» стала родоначальницей целого класса машин и опередила своё время.

Вседорожники и раньше выпускались промышленностью многих стран мира, однако создатели «Нивы» стали во многом первопроходцами: они разработали компактный автомобиль на основе несущего кузова, а не рамы, при этом снабдили его честным полным приводом. Небольшой вес, независимая передняя пружинная подвеска, короткая база и малые свесы в сочетании с высокооборотистым мотором и постоянным приводом на все колёса, раздаточной коробкой с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала позволили автомобильчику проскакивать там, где тяжёлые рамные вседорожники попросту зарывались.

Какой могла быть «Нива»

Знаменитая «Нива» могла бы стать совсем иным автомобилем, если бы советские инженеры вовремя не сообразили — она не должна походить на других. Концепт образца 1971 года представлял собой классический рамный вседорожник с отключаемыми передним и задним мостами и открытым кузовом, каких в то время (как, впрочем, и сейчас) выпускалось немало. К счастью, автомобиль получился слишком топорным и недостаточно комфортабельным — от него решено было отказаться. Конструкторы ограничились двумя собранными экземплярами, а вместо ВАЗ-Э2121 на конвейер пошёл ВАЗ-2121 — тот самый полноприводный кроссовер с несущим кузовом.

Знаменитый облик машины поручили создать молодому художнику Валерию Семушкину в 1971 году. К весне 1972 года проект был готов, а в мае этого же года он случайно попался на глаза главному конструктору «АвтоВАЗа» Владимиру Соловьёву. Именно этот концепт и пошёл в серию. Обводы машины практически не изменились по сегодняшний день.

Самый успешный проект «АвтоВАЗа»

«Ниву» по праву можно считать самым коммерчески успешным проектом тольяттинского производителя. Эта Lada смогла покорить все шесть континентов Земли, включая Антарктиду, где российский автомобиль отработал 11 лет. Машина прекрасно продавалась за рубежом: до 70% тиража отправляли на рынки других стран, в том числе Японии и Англии (в 1980-х годах выпускалась праворульная модификация). Модель поступала на рынки 110 государств. Очереди на «Ниву» были привычным явлением не только в Союзе, но и в странах Восточной Европы. Мечтали об этой машине и жители далёкой Австралии.

За четыре десятилетия производства модели из 1,8 млн машин за границу отправлено более 500 тысяч. «Нивы» колесят по дорогам Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока, Германии, Франции, Швейцарии, Италии и Великобритании, Канады и многих других стран. Старушка и сегодня продаётся в Германии — в настоящее время Lada 4×4 там является самым продаваемым отечественным автомобилем.

Рекорды «Нивы»

Довольно успешным оказался путь отечественного кроссовера и в автоспорте. «Ниве» принадлежит немало любопытных достижений. В 1998 году автомобиль смог доехать до базового лагеря на горе Эверест, на высоту 5 200 метров. А в 1999-м смог забраться на Тибетское плато в Гималаях на высоту 5 726 метров, опередив британский вседорожник Land Rover, который не смог достичь заветной цели.

Что случилось с именем модели

Как ни странно, «Ниву» больше нельзя называть российской. Вот уже много лет всем известный вазовский кроссовер продаётся под именем «Lada 4×4». В 2002 году права на прежнее (и самое ценное) имя были переданы совместному предприятию «GM-АвтоВАЗ», которое запустило производство модели Chevrolet Niva. Несмотря на фактический уход американского производителя с российского рынка советская машина так и не вернула себе прежнее название, поскольку вопрос с правами на него остаётся неразрешённым.

Что произошло с «Нивой» за 40 лет

За 40 лет выпуска освоено производство свыше 30 серийных и мелкосерийных версий этого автомобиля, включая пикапы, броневики, кабриолеты, болотоходы, минивэны, автомобили для спецслужб и иные оригинальные модификации. При этом глобально конструкция машины ни разу не обновлялась.

Первым крупным изменением стала модернизация 1993 года. Тогда на машину начали ставить 1,7-литровый 83-сильный мотор и 5-ступенчатую коробку передач. Также машина получила новую заднюю дверь и фонари, а в салоне — совершенно новую переднюю панель. В 2009 году внешность машины слегка модернизировали и внесли изменения в конструкцию подвески, а также заменили сцепление. За один только последний этап модернизации на модель установили около 250 новых элементов. В 2016 году на кроссовере появились газонаполненные амортизаторы и необслуживаемые подшипники передних ступиц.

Одной из самых популярный стала удлинённая пятидверная Lada 4×4 с увеличенной на полметра колёсной базой. Наиболее современная модификация Urban комплектуется кондиционером, электропакетом, пластиковыми бамперами в цвет кузова и литыми легкосплавными дисками колёс, а также осовремененным салоном.

Что ждёт «Ниву»

Старушку-«Ниву» неоднократно приговаривали к выдворению с конвейера, но она там находится по сей день. Конструкция автомобиля давным-давно устарела, и довести её до современных требований попросту невозможно. Но и отказываться от модели «АвтоВАЗ» пока не спешит. По слухам, разработка нового поколения Lada 4×4 на старой агрегатной базе велась до недавнего времени, но на данный момент работы над всеми четырьмя прототипами заморожены ввиду бесперспективности. Президент компании Николя Мор неоднократно заявлял, что не откажется от кроссовера, при этом новое его поколение получит корпоративный X-образный стиль. Платформа для модели, по всей видимости, будет позаимствована у «Дастера» новой генерации, а под капотом автомобиля пропишется новый отечественный мотор 2199, созданный в рамках проекта «Нива-3».

Пора ли переобуваться на «лето»: скользкие моменты.

Автомобильные новости