quto.ru
Опубликовано 27 марта 2012, 14:57

О методах укладки асфальта в дождливые и снежные дни

Периодически раньше натыкался в сети на сообщения, что тут и там прохожие замечали, как дорожники кладут асфальт в снегопад и в дождь. Люди возмущались, но каждый год история повторялась. Сейчас, похоже, к этому даже привыкли.

Периодически раньше натыкался в сети на сообщения, что тут и там прохожие замечали, как дорожники кладут асфальт в снегопад и в дождь. Люди возмущались, но каждый год история повторялась. Сейчас, похоже, к этому даже привыкли.

Недавно я даже увидел в одной из конференций вполне стройное оправдание: мол, ничего страшного, клали миллион раз в снег и в дождь, и покрытие держится даже лучше, чем при укладке в традиционных условиях. Так можно или нельзя делать? Я посмотрел стандарты, позвонил экспертам, изучил предысторию проблемы. Теперь могу изложить по порядку.

В старые добрые времена, когда мы жили в СССР, асфальтовые заводы закрывались 15 октября и снова начинали работать уже 15 апреля. Существовал СНИП, запрещавший укладывать смесь на влажное или холодное основание. Прошло много времени. СНИП остался старый, а асфальтовые заводы работают чуть ли не круглый год. Сначала это было связано с бардаком при финансировании. Бюджет верстали долго и деньги на ремонт дорог приходили лишь осенью. Приходилось срочно осваивать бюджет. Потом настолько к этому привыкли, что уже сделали доброй традицией.

Как бы и что ни говорили, а сегодня нет ни одного документа, разрешающего класть асфальтовую смесь на мокрое основание. Такого стандарта никогда не было, и, возможно, он никогда не появится. Ни один контролирующий орган разрешения на такие работы не даст.

Однако это происходит даже на серьезных объектах. В 2002-м году, например, при ремонте Крылатского моста не укладывались в срок и никак не могли дождаться нормальной сухой погоды, а тем временем в прессе росло возмущение, поскольку затянувшийся ремонт парализовал все движение от Рублевки до Ленинградского. Надо было как можно скорее любой ценой работы заканчивать. В итоге, положили экспериментальный материал — литую сероасфальтобетонную смесь как могли частично на влагу, частично при морозе в минус 26 градусов. Хорошо, материал это стерпел и работал достаточно успешно. Но это был форс-мажор. Единственное, что позволено делать в холодный (или дождливый) период — это ямочный ремонт. Для этого есть специальные литые и холодные смеси. Хотя и это рассматривается как временная мера до наступления нормальных условий для осуществления ремонта традиционными смесями.

Однако все вышесказанное можно забыть, если принять во внимание документ, выпущенный московским правительством несколько месяцев назад. Он устанавливает переход столицы на трехлетний цикл ремонта дорог (ранее был пяти- и шестилетний). Фактически это перечеркивает любые стандарты. Три года худо-бедно продержится любой асфальт или его заменит подрядчик в рамках гарантийных обязательств. В такой ситуации нет смысла заниматься качеством покрытия, его прочностью, ждать сухой и теплой погоды... Между тем, еще в 2006 году московские власти заказали десять передвижных лабораторий, чтобы регулярно мониторить состояние дорог в городе. В соответствии с результатами мониторинга планировалось прогнозировать ситуацию и принимать соответствующие решения. В 2008 году подписано постановление, чтобы подобный мониторинг проводился два раза в год. Сегодня эти лаборатории стоят на приколе и свою функцию не выполняют. Зачем? Столь серьезная работа нужна для более-менее долговременной эксплуатации асфальта. При трехлетнем цикле она смысла не имеет. Асфальт нельзя класть в дождь и в снег, но при нынешней ситуации, выходит, всем «по барабану».

Scriptio: руководитель центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев.

Автомобильные новости