quto.ru
Опубликовано 19 августа 2021, 19:55
4 мин.

«Объект 604» и «Прогрев-Т»: зачем в СССР построили танк с двигателем от истребителя

Вспоминаем один из поразительных образцов военной техники — турбореактивный минный тральщик.
Некоторые советские экспериментальные разработки напоминали машины из научно-фантастических романов. Ярким примером полета конструкторской мысли является минный тральщик «Прогрев-Т». Он выглядел монстром из порабощенного машинами будущего и отлично смотрелся бы в фильмах про Терминатора. В действительности «Прогрев-Т» был реально существовавшей разработкой и служил в Афганистане, а его гигантская пушка никого не расстреливала. Все гораздо интереснее!

Для начала следует определиться с терминологией. Минный тральщик — это вид военной спецтехники для прокладки путей для машин и пехоты в минно-взрывных заграждениях. Существуют разные способы убрать с пути бойцов смертельно опасные ловушки. Отечественные конструкторы разработали один из самых необычных. Название проекту дали таинственное и грозное — «Объект 604».

«Объект 604»

«Объект 604»

Реактивный двигатель в помощь пехоте

В начале шестидесятых годов советской армии понадобился принципиально новый вид инженерной техники для прокладки более широких проходов в минных заграждениях. Разработку вело омское конструкторское бюро ОКБ-174. За основу взяли средний танк Т-55, дальнейшее развитие послевоенной модели Т-54 и первый в мире серийный танк с автоматической системой противоатомной защиты, благодаря которой он мог воевать в условиях применения ядерного оружия. Исходная машина начисто утратила свою ударную мощь при метаморфозах в уничтожителя мин. Вместо 100-миллиметровой нарезной пушки Д-10Т2С и другого «лишнего» вооружения он получил… два авиационных двигателя типа Р11Ф-300. Первая советская двухвальная турбореактивная установка с форсажной камерой предназначалась в том числе для истребителя МиГ-21. Кто бы мог подумать, что ей найдут столь необычное применение!

«Объект 604»

«Объект 604»

Танк против мин

Теперь оцените принцип действия чудища. Он подъезжал к минному полю и командир-оператор — также в экипаж входил механик-водитель — запускал силовую установку. Установленные соплами вперед двигатели порождали бурю. Каждый из них создавал тягу до 6120 кгс при использовании форсажной камеры, и вся эта первобытная мощь обрушивалась на грешную землю. Реактивная струя срывала слой грунта на территории шириной минимум четыре метра, а вместе с ним сносила противопехотные и даже противотанковые мины. По имеющимся сведениям, при работы на грунтах с дерновым покрытием тральщик оставлял после себя траншею глубиной до полуметра.

«Объект 604»

«Объект 604»

Превращение танка в «Объект-604» потребовало внести серьезные коррективы в конструкцию. В частности, отделение управления разместили в переднем отсеке. Позади него находились два 1500-литровых резервуара для авиационного топлива. Стенки «салона» изготовили из брони и покрыли теплоизоляцией, которая защищала людей от пекла турбореактивных двигателей. Толщина лобовых и боковых бронелистов была меньше чем у Т-55, уменьшенной толщины и измененной формы.

«Объект 604»

«Объект 604»

Дизельный двигатель B-54 мощностью 519 л.с. тральщик унаследовал у серийного танка Т-54. Управление трансмиссией модифицировали в связи с переносом рабочего места механика-водителя.

Страшно представить гамму ощущений экипажа, когда силовая установка оживала и начинала очищать путь перед машиной. Очевидно, нечто подобное можно испытать в эпицентре урагана. Еще страшнее вообразить, что могло случиться при нештатной ситуации и возгорании. Впрочем, «Объект-604» был готов к сюрпризам — создатели чудо-машины предусмотрели две системы пожаротушения. Одна гасила пламя в моторном отсеке, другая — в топливном.

«Объект 604»

«Объект 604»

Судьба «Объектов»

Турбореактивный минный тральщик разработали и отправили на испытания в конце 1963 года. Диковинный монстр хорошо показал себя, однако на вооружение его так и не приняли. По данным ряда источников, причина заключалась в дорогой эксплуатации и фактическом отсутствии боевых характеристик. Подобная участь постигла немало интересных советских разработок, включая наследника «шестьсот четвертого», проект «Объект 606». Его создавали на базе тяжелой самоходно-артиллерийской установки ИСУ-152К, которая в свою очередь представляла собой модернизированный вариант самоходки ИСУ-152 времен Великой Отечественной войны. Основные компоненты и агрегаты планировали взять у предшествующей модели. После замены гаубицы-пушки на реактивные двигатели тральщик не должен был отличаться по массе от исходной боевой машины. Почему «не должен был»? Потому что, судя по имеющимся данным, проект «Объект 606» удалось реализовать лишь на бумаге.

«Объект 604»

«Объект 604»

Афганский «Прогрев»

Так что же получается, газодинамический охотник на мины так и не понюхал пороху и не ступал на тропу войны? Отнюдь! О концепции бронетехники с двигателями от истребителя вспомнили в годы войны в Афганистане. Тогда-то и появился уникальный «Прогрев-Т». Он не умел стрелять, поскольку не имел наступательного вооружения, но его пугающий внешний вид мог обратить врагов в бегство. Не случайно машину прозвали «Монстром огненных дорог».

«Прогрев-Т»

«Прогрев-Т»

«Прогрев-Т» создали на шасси танка Т-54 (1945-1974 годов выпуска). В качестве противоминного «орудия» использовался турбореактивный двигатель ВК-1 – первый серийный советский агрегат данного типа, к слову, имевший британские корни. За основу взяли мотор Rolls-Royce Nene. Танковая база и агрегат, развернутый соплом вперед, сливались в устрашающую композицию. Тральщик с огромным приплюснутым стволом напоминал наступательное вооружение, которое попало на афганские дороги прямиком из фантастического фильма. Он полз вперед со скоростью до 3 км/ч и очищал полосу шириной 10-12 метров.

«Немудрено, что непросвященные партизанские лазутчики поначалу приняли гиганское сопло тральщика за ствол диковиной пушки и панически сообщили о грядущих бедах. Тем временем механик-водитель мл. сержант В. Ковязин (в боевой истории останется и это имя) уверенно вел «Прогрев» по трассе Джелалабад-Асадабад, буквально раскрывая козни самих диверсантов. В изложении документа это выглядело так: «При воздействии газодинамической струи на покров дороги с разрушенным асфальтовым покрытием происходит выброс грунта и щебня, отчетливо обнажаются все неровности...». Говоря проще, экипаж срывал маскировочный покров с мин, «забитых» в каменистое ложе. Они представали взору подобно орехам, очищенным от скорлупы», — рассказывала о машине газета «Сын Отечества» в октябре 1993 года.

Где сейчас «Прогрев-Т»? Возможный ответ был дан в той давней публикации — в горах затерялся, а, может, на свалке экспериментального завода. Увы, он оказался не единственным уникальным советским проектом, канувшим в Лету.

Автомобильные новости