quto.ru
Опубликовано 16 января 2022, 15:43
7 мин.

Очень необычное оружие: от «Черепахи» до атомного самолета

Эта техника долдона была уничтожать врага, но оказалась бесполезной тратой денег.
В ХХ веке в США и Европе было разработано немало видов оружия, которое удивляло не только своей мощностью, но и иногда и парадоксальностью.
Монитор Faa di Bruno

Странный итальянский корабль

С конца ХIХ века Италия входила в четверку европейских стран способных строить весьма прогрессивные корабли, например линкоры с 380 мм орудиями. Но иногда итальянские инженеры разрабатывали такие проекты, которые до сих пор трудно объяснить.

В 1915 году в Венеции было начато строительство монитора Faa di Bruno. Этот корабль оказался настолько нелепым, что его даже сложно отнести к техническим курьезам. Несмотря на мощное вооружение состоявшее из двух 381 мм орудий, он больше напоминал бронированный самоходный гибрид плота и баржи. Водоизмещение достигало почти 3000 тонн, экипаж состоял из 45 человек, длина корабля – 55 метров, ширина – 27 м, осадка – 2,2 м, максимальная скорость – смехотворные три узла или 6,1 км/ч. Помимо прочего, Faa di Bruno защитили броневым поясом толщиной 2,9 метра из… бетона, также он обладал отвратительной мореходностью и имел все шансы пойти ко дну попав в не самый сильный шторм.

Очень необычное оружие: от «Черепахи» до атомного самолета

В 1917 году Faa di Bruno был введен в состав ВМФ Италии и в августе того же года оказывал поддержку приморскому флангу итальянской армии во время второй битвы на реке Изонцо. А в октябре попал в шторм, слабая силовая установка и небольшая скорость не позволили ему своевременно добраться до ближайшего порта и Faa di Bruno предпочел выброситься на берег около Анконы. Там корабль находился до окончания Первой мировой войны, затем его сняли с мели, отремонтировали, но невысокая боевая ценность монитора была настолько очевидна, что в 1924 году его вывели из состава флота. Правда, на металл его не разобрали, а оставили в резерве. Откуда он был мобилизован с началом Второй мировой войны и под названием GM-194 отправлен на защиту Генуи.

Очень необычное оружие: от «Черепахи» до атомного самолета

9 февраля 1941 года к Генуе подошли английские корабли и начали обстрел города. И вот здесь должны были сказать своё веское слово 381 мм пушки монитора. Но ему удалось сделать всего три выстрела, после чего осколки от разорвавшегося поблизости английского снаряда перебили провода, из-за чего вышла из строя единственная башня монитора. Таким образом этот корабль продемонстрировал свою полную бесполезность как в Первую мировую, так и во Вторую мировую войну.

После капитуляции Италии монитор захватили немцы, а весной 1945 года его затопили на мелководье. В послевоенные годы корабль разобрали на металл.

Немецкий супербомбардировщик

Ни одна страна не разрабатывала столько «чудо-оружия», сколько Германия. Не имея возможности победить страны антигитлеровской коалиции в военно-экономическом противостоянии, немецкие инженеры стремились дать врагам «ассиметричный ответ». Одним из образцов «чудо-оружия» стала авиационная система Mistel, которая предназначалась для уничтожения кораблей, портов, мостов и других объектов.

Очень необычное оружие: от «Черепахи» до атомного самолета

Начало работ датируется июнем 1942 года, но только в мае 1944 года система Mistel завершила цикл испытаний. Она состояла из беспилотного бомбардировщика Ju.88 который наводил на цель закрепленный поверх него истребитель Fw.190. Подойдя к цели на несколько километров, пилот истребителя вводил в автопилот бомбардировщика данные дальнейшего полета, отстыковывался и возвращался на свой аэродром. А начиненный двумя тоннами взрывчатки бомбардировщик должен был поразить цель прямым попаданием или взорваться недалеко от неё, что при такой массе взрывчатки позволило бы добиться нужного результата.

Очень необычное оружие: от «Черепахи» до атомного самолета

Первый боевой вылет «мистелей» состоялся 24 июня 1944 года – немцы атаковали английские корабли в устье Сены. Если верить рапортам вернувшихся пилотов, то атака прошла успешно. А если верить англичанам, то они ее не заметили. Также «мистели» предполагалось использовать для разрушения электростанций на советской территории в рамках программы Eisenhammer. Но стремительное продвижение Красной Армии на Запад постоянно заставляло немцев перебазировать самолеты всё дальше от советских границ, пока объекты атаки не оказались за пределами их досягаемости.

Теоретически «мистели» могли пролететь 1500 км с максимальной скоростью 375 км/ч, но сделать это над территорией полностью контролируемой советской авиацией и ПВО было малореально. Последний боевой вылет «мистели» совершили 30 апреля 1945 года, когда до окончания войны оставались считанные дни. После войны несколько Mistel стали трофеями как Красной Армии, так и союзников, но ни у тех, ни у других эта система интереса не вызвала.

Огромная самоходная установка

Несмотря на то, что Англия является родиной мирового танкостроения, во Второй мировой войне английские танки проявили себя не с лучшей стороны, заметно уступая танкам СССР, Германии и США. При этом англичане создавали новые бронемашины, но некоторые из которых заставляли сомневаться в адекватности разработчиков. К числу таких «бронешедевров» относится тяжелая самоходная артиллерийская установка A39 Tortoise (Черепаха), которую создала фирма Nuffield в 1944 году.

Очень необычное оружие: от «Черепахи» до атомного самолета

К тому времени благодаря советским СУ-152 и ИСУ-152 уже было ясно, как должна выглядеть тяжелая самоходка, но британцы пошли своим путём. В результате на свет появилась машина массой 80 тонн, оснащенная бензиновым двигателем Rolls-Royce мощностью 600 л.с., что позволяло «Черепахе» разогнаться аж до 19 км/ч. Но это на шоссе, а на пересеченной местности этот монстр мог развивать, в лучшем случае, 5 км/ч. Бронирование машины было неплохим – 228 мм лоб корпуса и рубки, – но вооружили «Черепаху» всего лишь 94 мм орудием. Такой калибр явно был недостаточен для сокрушения вражеских линий обороны, а для борьбы с немецкой бронетехникой A39 Tortoise не обладал нужной маневренностью.

Очень необычное оружие: от «Черепахи» до атомного самолета

Кроме того, для перевозки самоходки требовался специальный пятиосный транспортер, а ширина самоходки в 3,9 метра делала проблемной доставку по железной дороге. И добавьте сюда 142 тысячи фунтов стерлингов за машину. К тому же «черепаха» банально опоздала на войну, которая закончилась раньше, чем самоходка прошла все испытания. Всего было изготовлено шесть САУ, в боевых действиях они не участвовали и в 1949 году британская армия от них отказалась.

Самолеты-снаряды

В 1944 году японцы тоже стали изобретать «чудо-оружие». Так как в Японии было немало солдат и офицеров готовых отдать жизнь за страну и императора, то и оружие у японцев получилось соответствующее. С середины 1944 года в Японии началась разработка самолета-снаряда Yokosuka MXY7 Ohka, оснащенного твердотопливными ускорителями. Этот самолет-снаряд получил боеголовку массой 1,2 тонны и должен был использоваться против американских кораблей.

Очень необычное оружие: от «Черепахи» до атомного самолета

Дальность полета Ohka была всего 32 километра, поэтому к цели он доставлялся бомбардировщиком. После обнаружения вражеских кораблей Ohka отстыковывался от носителя, пилот-смертник включал ускорители и самолет-снаряд за 10 секунд разгонялся до 800 км/ч, что затрудняло его сбитие как истребителями, так и зенитками. Yokosuka MXY7 Ohka изготавливался из самых простых материалов большой серией и постоянно совершенствовался.

Очень необычное оружие: от «Черепахи» до атомного самолета

Всего было выпущено более 800 самолетов-снарядов, но эффективность их боевого применения оказалась крайне низкой. Американцы отметили чуть более десятка случаев успешных атак Ohka, в результате которых был потоплен эсминец Mannert Abele и повреждены несколько кораблей. При этом число погибших американских моряков не превысило ста человек – мизерные потери по меркам Второй мировой войны. После капитуляции Японии десятки Yokosuka MXY7 Ohka стали трофеями американцев, но не вызвали интереса из-за бесчеловечной «системы наведения». Вместе с тем Ohka можно считать первыми в мире управляемыми противокорабельными ракетами, пусть и весьма специфичными.

Атомный самолет для борьбы с СССР

После начала Холодной войны американские военные захотели иметь бомбардировщик не только с межконтинентальной дальностью полета, но и способный находится в воздухе сутками. Такие самолеты должны были летать в непосредственной близости от границ СССР и в случае трансформации холодной войны в горячую, моментально нанести ядерный удар. Это можно было сделать только в двух случаях: использовать самолеты-заправщики, которых на тот момент не существовало, или создать бомбардировщик с атомной силовой установкой.

В 1947 году на разработку «атомолёта» были выделены средства и вскоре был создан опытный бомбардировщик Convair NB-36H Crusader. Для него был разработан ядерный реактор массой 16 тонн мощностью 1 мВт и 11-тонная свинцовая кабина для экипажа. Комбинированная двигательная установка бомбардировщика, состоящая из шести поршневых и четырех реактивных моторов, осталась точно такой же как у серийного B-36 Peacemaker.

Очень необычное оружие: от «Черепахи» до атомного самолета

Главной целью создания самолета были изучение радиационной защиты экипажа и совместимости реактора с бортовой электроникой. Самолет впервые поднялся в воздух в 1955 году и до 1957 года налетал 89 часов с включенным реактором. Далее следовало переходить ко второму этапу – устанавливать на бомбардировщик прямоточный атомно-реактивный двигатель, но американские военные сочли более перспективными не «атомолёты», а баллистические ракеты.

В 1961 году все разработки атомных самолетов были прекращены. К их минусам относилась сложность и дороговизна конструкции, опасность радиационного заражения, особенно в случае катастрофы самолета и малые шансы прорвать ПВО противника, уже располагавшего сверхзвуковыми истребителями и ЗРК. Единственный «атомолёт» NB-36H Crusader до наших дней не сохранился, он был утилизирован со всеми мерами предосторожности ещё в 1957 году.

Автомобильные новости