quto.ru
Опубликовано 03 января 2022, 01:56
6 мин.

Рожденные в СССР, но не востребованные Россией: техника, которую мы потеряли

Она была крутой, но не сложилось
Ровно тридцать лет назад не стало СССР. Из-за развала второй сверхдержавы мира на свет не появились ряд весьма неординарных и уникальных образцов техники, как военного, так и гражданского назначения. Вспомним некоторые их них.
Як-141
Depositphotos

«Энергия-Буран»

Последним масштабным космическим проектом Советского Союза стал комплекс «Энергия-Буран». Сверхтяжёлую ракету-носитель «Энергия» и космический многоразовый челнок «Буран» создавали всей страной, затратив на разработку и производство фантастическую сумму в 15,5 миллиардов рублей. В проекте участвовали 86 министерств, 1268 предприятий и более миллиона человек – кроме США больше ни одна другая страна не могла создать ничего подобного.

Днем рождения «Энергии-Бурана» является постановление Совета Министров СССР от 27 января 1976 года №123-51. Именно оно дало старт уникальной космической программе. К сожалению, система «Энергия-Буран» родилась в очень непростое время, что не лучшим образом сказалось на её судьбе. Ракета-носитель «Энергия» отправилась в космос только два раза, а космический корабль «Буран» был выведен на околоземную орбиту всего один раз – 15 ноября 1988 года. После чего и ракета и челнок оказались навсегда прикованы к земле, а в 1993 году программа была закрыта.

Энергия-Буран

Энергия-Буран

© Роскосмос

Огромный потенциал носителя «Энергия» не был использован, ведь ракета предназначалась не только для вывода на орбиту «Бурана», но и для перспективных космических программ, например, для постройки орбитальных станций и межпланетных миссий. Разработка ракеты и космического корабля заставили серьезно перестроиться всю советскую промышленность, так как приходилось создавать и осваивать множество новых материалов и внедрять новые технологии. Патенты регистрировались десятками и ряд изобретений впечатляют даже в наши дни.

Так для транспортировки «Бурана» на Байконур был разработан уникальный сверхтяжелый транспортный самолет Ан-225 «Мрiя», который является единственным востребованным в наши дни элементом программы «Энергия-Буран». Если ракеты «Энергия» уничтожены ещё в девяностые годы, а «Бураны» медленно разрушаются на Байконуре, то выпущенный в единственном экземпляре Ан-225 периодически поднимается в воздух, перевозя сверхтяжелые грузы.

Як-141

Практически сразу же после развала СССР была поставлена точка в истории сверхзвукового истребителя вертикального взлета и посадки Як-141. Разработка самолета велась ОКБ Яковлева начиная с 1974 года, к 1991 году истребитель фактически был доведен до стадии серийного производства, но в 1992 году проект был закрыт. Даже несмотря на то, что Як-141 на тот момент был самым технически совершенным истребителем-вертикалкой в мире, значительно превосходя не только своего малоудачного предшественника Як-38, но и британский Hawker Siddeley Harrier.

Як-141

Як-141

При максимальной массе в 19,8 тонны и боевом радиусе 900 км, Як-141 мог брать ракетно-бомбовую нагрузку 2600 кг. Максимальная скорость самолета составляла 1800 км/ч и вплоть до появления американского F-35B Lightning II, эксплуатация которого началась только в 2015 году, он оставался самым быстрым в своём классе. Если бы не развал СССР, советский ВМФ уже в начале девяностых мог получить сверхзвуковой истребитель вертикального взлета и посадки с уникальными характеристиками, равного которому не было на тот момент ни у одной другой страны.

Як-141 не только заменил бы не самый удачный Як-38 на авианесущих крейсерах класса «Киев», но и вошел бы в состав авиакрыла строящегося в Николаеве атомного авианосца «Ульяновск».

Як-44Э

В середине девяностых годов в строй должен был войти первый советский атомный авианосец «Ульяновск», на котором должен был базироваться самолет дальнего радиолокационного обнаружения Як-44Э. Разработка самолета началась в начале восьмидесятых годов, а в 1988 году ОКБ Яковлева представило окончательный вариант проекта палубного «всевидящего глаза».

Як-44Э весил 40 тонн, оснащался двумя турбовентиляторными двигателями с соосными винтами совокупной мощностью 28 000 л.с., развивал максимальную скорость 740 км/ч, время патрулирования составляло шесть часов. Самолет мог обнаруживать и сопровождать до 1300 воздушных и надводных целей на дальности до 300 километров.

Як-44Э

Як-44Э

Благодаря Як-44Э советские авианосные группировки значительно расширяли контролируемую площадь и могли обнаруживать не только самолеты на высотах от 5 метров до 30 километров, но и малоразмерные цели, например, противокорабельные или крылатые ракеты. Но из-за распада СССР дальше постройки планера-макета дело не пошло, а в 1993 году проект Як-44Э был закрыт.

Несмотря на то, что с того момента прошло почти тридцать лет, данный самолет и в наши дни полностью соответствовал бы возлагаемым на него задачам. Более того, до сих пор только США и Китай смогли создать самолеты аналогичного класса, причем китайский палубный самолет ДРЛО Y-7J очень похож на советский Як-44Э. Длина Як-44Э и китайского Y-7J (21 метр) удивительным образом совпадает, а размах крыла отличается незначительно – 27 метров у китайского самолета и 25,7 у советского.

Вертолет Ми-34

К концу семидесятых годов вертолеты Ми-1 и Ми-2 морально и технически устарели. Поэтому ОКБ Миля в 1980 году стало разрабатывать для ДОСААФ легкий учебно-тренировочный вертолет Ми-34. Машина была очень простой и недорогой, главным образом за счет того, что оснащалась не газотурбинным, а поршневым мотором М-14 мощностью 325 л.с. Так как вертолет должен был прийти на смену ветеранам Ми-1 и Ми-2, то он имел хорошие шансы стать одним из самых массовых советских вертолетов.

В 1986 году вертолет совершил первый полет, но в 1989 году предсерийный прототип разбился, причем погиб летчик-испытатель. Затем распался Советский Союз, рубль обесценился, были нарушены все технологические цепочки. Вместо изначально запланированного выпуска Ми-34 на Украине, пришлось в очень непростое время налаживать его производство в дальневосточном Арсеньеве.

Ми-34

Ми-34

© Сергей Рябцев / russianplanes.net

В 1993 году начался серийный выпуск, были заключены первые контракты на поставки вертолета за рубеж, но в самой России он оказался никому не нужным. Кроме того, в страну хлынула зарубежная авиационная техника, конкурировать с которой Ми-34 мог с трудом. Все это привело к тому, что в 2012 году выпуск вертолета был прекращен, а Ми-34 стал одним из самых малотиражных отечественных машин: всего 27 экземпляров. Самое удивительное, что за рубеж было поставлено в два раза больше вертолетов, чем российским организациям. И по этому показателю Ми-34 является самым успешным экспортным вертолетом – за границу было продано более 60% всех выпущенных машин.

Ми-34 нередко критиковали за «сырость», небольшой потолок в 800 метров, малую скорость в 210 км/ч, но все эти недостатки искупались простотой, небольшой ценой и прочной конструкцией, позволявшей выполнять фигуры высшего пилотажа. При надлежащем финансировании проекта абсолютно все «детские болячки» можно было бы вылечить и даже в наши дни Ми-34 был бы конкурентоспособным. Но ему банально не повезло родиться в разгар перестройки.

Авианосец «Варяг»

8 декабря 1991 года был подписан акт об упразднении СССР, в результате которого ставшая независимой Украина обзавелась недостроенным авианосцем «Варяг». Корабль был заложен в 1985 году на Николаевском судостроительном заводе под названием «Рига», в 1988 году он был спущен на воду и на момент развала СССР его готовность составляла 71%.

До полноценного ввода в строй кораблю требовалось около года, но став собственностью Украины он был обречен. И его едва не постигла судьба атомного авианосца «Ульяновск», который после распада СССР был разобран на металл. Спасло корабль то, что интерес к нему проявили китайцы. И это неудивительно, ведь они за сущие копейки приобрели авианесущий корабль водоизмещением почти 70 тысяч тонн, длиной 304 метра, скоростью 31 узел, силовой установкой мощностью 200 000 л.с. и уступавший на тот момент только американским атомным авианосцам класса Nimitz.

Авианосец Ляонин (Варяг)

Авианосец Ляонин (Варяг)

Украина продала «Варяг» Китаю всего за 20 миллионов долларов, то есть за половину стоимости всего одного палубного истребителя Су-33 (без вооружения). В 1998 году украинско-китайская сделка была оформлена, и недостроенный «Варяг» отправился в Поднебесную. Тогда считалось для того, чтобы стать не боевым кораблем, а плавучим отелем и парком развлечений. Но китайцы не настолько глупы, чтобы превращать авианосец в аттракцион.

Они достроили корабль и приобрели технологии палубного истребителя Су-33. В результате получили не только неплохой авианосец и один из лучших палубных истребителей мира, но и обзавелись бесценным опытом создания авианесущих кораблей. В 2012 году достроенный и попутно модернизированный «Варяг» вошел в состав китайского ВМФ под названием «Ляонин» и стал первым авианосцем Поднебесной. На его технической документации и советских наработках был построен второй китайский авианосец «Шаньдунь», который в свою очередь позволил китайским инженерам разработать ещё более сложный и совершенный авианосец, пока что известный под шифром Type 003.

Автомобильные новости