quto.ru
Опубликовано 20 января 2022, 19:00
3 мин.

Самая ужасная машина Фердинанда Порше: Porsche Tiger

В создании одного из знаковых танков II Мировой лично поучаствовал основатель Porsche
Сегодня немецкая марка Porsche прочно ассоциируется у россиян с великолепными спорткарами. Мало кто помнит, что талантливейший Фердинанд Порше принял непосредственное участие в создании танка «Тигр». И это даже к лучшему, ведь идеальное орудие убийства проектировалось им параллельно с гражданскими машинами.
Wikimedia Creative Commons

Как это было

Слава создателя простых и надёжных автомобилей для широких масс пришла к Фердинанду Порше после разработки оригинального Volkswagen Beetle. Машина пришлась по нраву Гитлеру и стала поистине знаковой для мирового автопрома. Порше официально признали великим. Поспособствовала этому и вся предшествующая работа инженера над спортивными Mercedes-Benz SS/SSK, а также деятельность в компании Austro-Daimler. Поняв, что талантливый конструктор способен дать Германии намного больше, Вермахт привлёк Порше к проектированию танков: в мае 1941 года ему дали шанс побороться за право получить контракт на тяжёлый танк «Тигр».

Главным соперником Порше в борьбе за денежный контракт стала Henschel&Son Company Kassel из Гессена. Обе фирмы получили задание на проектирование тяжёлого танка Tiger I одновременно. Задачи были относительно простыми, но сложными в реализации. Инженерам предстояло создать машину весом 45 тонн (хотя позднее этот параметр изменили на 60 тонн). В роли орудия планировалось использовать переработанную версию 88-миллиметровой зенитной пушки.

В чём была разница

Проект тяжёлого танка Порше, рассчитанный на экипаж из пяти человек, получил название VK 45.01P (P расшифровывается как Porsche). По задумке, танк Porsche должен был приводиться в движение электрической трансмиссией, дополненной двумя 10-цилиндровыми дизельными движками Porsche Type 101. Каждый из ДВС раскручивал отдельный генератор Siemens-Schuckert мощностью 500 кВА, а те, в свою очередь, – два генератора мощностью 230 кВт, питающие набор электрических моторов. Каждой гусеницей можно было управлять отдельно. Проблема заключалась в том, что всем этим агрегатам требовалось воздушное охлаждение.

Wikimedia Creative Commons

Wikimedia Creative Commons

Параллельно с танком Порше создавался аналог фирмой Henschel. Машина Хеншеля получилась намного более простой. Танк с тем же индексом, но иной буквой в имени – VK45.01 H – также имел ряд недостатков, к примеру, слишком широкие гусеницы, не позволявшие вписать его в железнодорожную платформу. Однако в целом его надёжность была потенциально более высокой. Трансмиссия Porsche Tiger оказалась сложной в управлении и требовала постоянного обслуживания.

Этот постапокалиптический танк борется с пожарами при помощи двух реактивных двигателей

В конечном счёте в конкурсе на лучшую конструкцию тяжёлого танка Порше Хеншелю проиграл: революционная трансмиссия танка была признана дорогой и ненадёжной – она требовала огромного количества меди.

Wikimedia Creative Commons

Wikimedia Creative Commons

Танк-конкурент приводился в движение двумя обычными моторами Maybach. Он был легче и маневреннее. Во-многом по этой причине в серийное производство пошёл именно «Тигр» конструкции фирмы «Хеншель», однако башню для него всё же позаимствовали у танка «Порше».

Что случилось с разработкой Порше

После проигрыша Porsche в конкурсе на проектирование компании Henschel все оставшиеся корпуса танков Porsche Tiger применили для создания САУ. По свидетельствам историков, в военных действиях принял участие лишь один прототип Porsche Tiger. Его использовали в роли командирской машины в апреле 1944 года. Уже в июле того же года этот «Тигр» был утрачен.

Wikimedia Creative Commons

Wikimedia Creative Commons

Сегодня невозможно точно сказать, знал ли старина Порше о рабском труде и ужасных условиях на своих заводах. Этой темой в Porsche впервые озаботились лишь в конце 2000-х годов. Однако миру очень повезло, что спортивные модели гражданских машин Фердинанду Порше давались ощутимо лучше военной техники.

Танки с колесами: зачем их придумали и почему они так хороши

Автомобильные новости