quto.ru
Опубликовано 16 января 2022, 09:21
7 мин.

Самолеты с изменяемой стреловидностью крыла: почему они крутые и почему от них все отказались

Идея «умного крыла» казалось такой прекрасной, однако такие самолеты оказались тупиковой ветвью развития.
Ещё в тридцатые годы авиаконструкторы пытались создавать самолеты со складывающимися в полете крыльями, но первые массовые самолеты с изменяемой стреловидностью крыла появились только тридцать лет спустя.
Grumman F-14 Tomcat
Depositphotos

Для достижения высоких скоростей самолету нужно крыло большой стреловидности, но при этом он иногда выполняет задачи, когда требуется небольшая скорость. Как же быть? Конструкторы многих стран пришли к решению – крылу изменяемой стреловидности. Но у него оказалось минусов едва ли не больше, чем плюсов. В итоге от «умного крыла» отказались в конце 80-х годов прошлого века. Однако самолеты с изменяемой стреловидностью крыла до сих пор служат в ВВС многих стран, а в России и вовсе продолжается выпуск стратегического бомбардировщика Ту-160 – последнего в мире серийного самолета со складывающимся крылом.

Советские Су-17, Су-20 и Су-22

Советский истребитель-бомбардировщик третьего поколения Су-17 совершил свой первый полет в 1966 году и уже через три года начал выпускаться. Такой короткий путь от опытного самолета к серийному объясняется тем, что Су-17 являлся не абсолютно новым самолетом, а лишь модификацией ранее выпускавшегося истребителя Су-7, который получил крыло изменяемой стреловидности. Причем стреловидность меняло не всё крыло, а лишь консоли. Впрочем, и такое решение позволяло добиться требуемого – высокой скорости в полете и небольшой на посадке. Су-17 и его экспортные модификации Су-20/22 выпускались до 1990 года и разошлись по свету тиражом в 2860 штук.

Су-22

Су-22

Машина поставлялась как странам Варшавского договора, так и многим союзникам СССР на Ближнем Востоке и в Африке. Неудивительно, что боевой путь этого самолета был впечатляющим. Боевое крещение Су-20 приняли в 1973 году во время арабо-израильской войны. Наиболее интенсивное боевое применение Су-17 пришлось на Афганскую войну 1979-1989 годов, которую он прошел от звонка до звонка. Правда, в качестве истребителя самолет использовался редко, выступая чаще всего в роли бомбардировщика, и в этом качестве зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Вот почему от него до сих пор не спешат отказываться многие страны, например Ангола, Сирия, Ливия и даже Польша, являющаяся страной НАТО и имеющая возможность обзавестись более современной техникой.

Но ветеран Су-22 и в наши дни удовлетворяет многим требованиям, хотя в ВКС России и других экс-советских республик он давно заменен более современными самолетами. За годы выпуска машина постоянно модернизировалась, в результате чего от первоначальной версии Су-17 и до модификации Су-17М4 её вес вырос с 16,2 до 19,7 тонн, бомбовая нагрузка достигла 4 тонн, а дальность – 2300 км.

Миг-23 и МиГ-27

В 1969 году в СССР начался выпуск первого советского истребителя с полностью изменяющим стреловидность крылом – МиГ-23. Этот однодвигательный 18-тонный самолет с размахом крыла 14 и 7,8 метра должен был стать преемником МиГ-21, но так получилось, что в некоторых странах, например, в Индии, МиГ-21 до сих пор остается на вооружении, в то время как МиГ-23 и его ударная модификация МиГ-27 давно отправлены на пенсию.

Первые МиГ-23 поначалу не вызвали восторга как у летчиков, так и у техников, но потом самолет излечили от детских болячек, неоднократно модернизировали и он на полтора десятилетия стал основным истребителем советских ВВС. Рассматривался даже вариант создания палубного истребителя, но от него отказались в пользу МиГ-29К. Как и Су-17, МиГ-23 поставлялся во многие страны мира, главным образом союзникам СССР.

Миг-23

Миг-23

До 1985 года было выпущено более 5 тысяч Миг-23 и МиГ-27, что делает этот истребитель самым массовым самолетом с изменяемой стреловидностью крыла в мире. Боевой путь МиГ-23 начался в 1974 году на Ближнем Востоке, затем он широко применялся в Афганистане и если в российских ВКС он давно не эксплуатируется, то в Сирии, Ливии и Эфиопии он не только стоит на вооружении, но и участвует в боевых действиях. Несмотря на достаточно большой тираж, МиГ-23 сложно отнести к самолетам, которые оставили яркий след в мировой истории. Самолет изначально получился технически сложным, непростым в обслуживании и отличающимся большой аварийностью. После МиГ-23/27 ОКБ Микояна навсегда отказалось от разработки самолетов с изменяемой стреловидностью крыла.

В 1975 году на вооружение стала поступать ударная модификация МиГ-23 – МиГ-27. Самолет получил измененную носовую часть с лазерным дальномером-целеуказателем, кабину пилота защитили броневыми пластинами и установили шестиствольную 30 мм авиапушку. Несмотря на то, что МиГ-27 мог нести ракеты класса «воздух-воздух», его готовили для ударов по наземным целям и очень скоро ему пришлось доказывать свою профпригодность в Афганистане. Однако для этой работы лучше подходил специализированный самолет – штурмовик Су-25, поэтому МиГ-27 не стал одной из «рабочих лошадок» афганской войны.

МиГ-27

МиГ-27

Несмотря на компромиссность конструкции, МиГ-27 понравился индийским военным и его лицензионный выпуск был начат в Индии в 1985 году. Так как МиГ-27 имел аналогичные МиГ-23 двигатель и крыло изменяемой стреловидности, то, пожалуй, главным плюсом этого фронтового истребителя-бомбардировщика была возможность быстро покинуть опасный район, например, в случае появления истребителей противника. Максимальная скорость в 1885 км/ч выгодно отличала его, например, от англо-французского истребителя-бомбардировщика Jaguar, который также стоял на вооружении ВВС Индии и который в опасной ситуации вряд ли смог бы сбежать от вражеских истребителей. Вместе с тем по бомбовой нагрузке в 3,5 тонны МиГ-27 уступал даже Су-17.

Производство самолета в России было прекращено в 1994 году, практически одновременно с началом вывода этого типа из состава российских ВВС. В 2019 году отправила свои МиГ-27 на пенсию и Индия и только в ВВС Казахстана на сегодняшний день продолжают служить несколько самолетов.

Американский F-14 Tomcat

В 1986 году на мировые экраны вышел культовый фильм Top Gun с Томом Крузом в главной роли, который лихо воевал с «нехорошими парнями» на палубном истребителе четвертого поколения F-14 Tomcat. Этот тяжелый двухдвигательный двухместный перехватчик с изменяемой стреловидностью крыла компания Grumman разработала в начале 70-х годов и в 1974 году самолет стал поступать на вооружение американского флота. F-14 весил почти 34 тонны, был сложным и недешевым в обслуживании, достаточно аварийным, а также самым дорогим на тот момент американским истребителем.

Grumman F-14 Tomcat

Grumman F-14 Tomcat

Главной его задачей была защита авианосных соединений от самолетов и противокорабельных ракет противника, для чего его вооружили радаром с дальностью обнаружения целей до 370 километров и дальнобойной ракетой Phoenix способной поражать цели на расстоянии 185 километров. Самолет развивал максимальную скорость 2480 км/ч и мог действовать на удалении 1500 км от авианосной группировки.

До 1992 года было выпущено 478 истребителей, причем 78 было продано Ирану. Иранские F-14 первыми приняли участие в полноценных боевых действиях во время ирано-иракской войны, а в 1991 году на войну отправились и американские «томкэты», приняв участие в операции «Буря в пустыне». Но к тому времени командование американских ВМС уже приняло решение от них отказаться в пользу более универсальных и дешевых в эксплуатации F/А-18 Hornet. «Томкэты» успели принять участие в боевых действиях против Югославии и Афганистана, но в 2006 году были списаны. Однако в Иране эти истребители до сих пор находятся в строю и считаются ценными боевыми машинами.

Европейский Tornado

Если СССР и США разрабатывали самолеты с изменяемой стреловидностью крыла самостоятельно, то европейцы решили действовать сообща, создав в 1969 году консорциум Panavia. В него вошла британская авиастроительная фирма British Aerospace, немецкая MBB и итальянская Alenia. Почти пятнадцать лет они разрабатывали перехватчик и истребитель-бомбардировщик Tornado, который стал первым и последним общеевропейским самолетом с изменяемой стреловидностью, крыла.

Двухдвигательный двухместный самолет весил 27 тонн, мог брать бомбово-ракетную нагрузку массой 9 тонн и разгонялся до 2340 км/ч. Для разработки двигателей также был создан англо-немецко-итальянский консорциум Turbo Union, куда входили фирмы Rolls-Royce, FIAT и MTU. В результате совместных усилий европейцы создали весьма неординарный и компромиссный самолет, так как каждая страна предъявляла к нему свои требования.

Tornado

Tornado

В 1981 году первые Tornado начали поступать на вооружение, причем достаточно быстро выяснилось, что в качестве перехватчика самолет выглядит не очень убедительно, а в качестве истребителя-бомбардировщика вполне неплох. Причем он оказался больше бомбардировщиком, чем истребителем – во время операции «Буря в пустыне» Tornado использовались исключительно как ударные самолеты, и они не сбили ни одного вражеского самолета. Причем их боевой дебют был не особо успешным, так как 11 самолетов было потеряно, как от зенитного огня, так и от действий иракских истребителей.

Несмотря на то, что Tornado считаются уже малопригодными для современной войны, они продолжают изредка участвовать в боевых вылетах. Например, Tornado активно использовались для нанесения бомбовых ударов в Йемене в 2015-2020 годах, а британские истребители-бомбардировщики базирующиеся на Кипре в 2014-2019 годах принимали участие в налетах на Сирию в рамках борьбы с террористическими организациями. Именно британские Tornado первыми были отправлены на пенсию в 2019 году, а ВВС Германии и Италии планируют вывести все самолеты из эксплуатации до 2025 года.

Автомобильные новости