Самые известные «бомбовозы» Второй мировой войны

Эти самолеты наводили ужас на врагов.
За годы Второй мировой войны тяжелая бомбардировочная авиация совершила впечатляющий рывок вперед. Если летом 1940 года Берлин бомбил одиночный французский бомбардировщик, то в начале 1945 года Германию чуть ли не ежедневно засыпали бомбами сотни англо-американских бомбардировщиков. А Японию и вовсе подвергли атомной бомбардировке.
Boeing B-29 Superfortress

Так уж получилось, что советские тяжелые бомбардировщики приняли весьма незначительное участие в войне. Объяснялось это тем, что устаревшие и тихоходные четырехмоторные бомбардировщики ТБ-3 летом 1941 года понесли большие потери из-за неправильного использования, а лучшая советская «летающая крепость» – ТБ-7 (Пе-8) испытывала хронические проблемы с моторами. Причем, с началом войны Казанский авиазавод бросил все силы на массовый выпуск пикирующих бомбардировщиков Пе-2, производя ТБ-7 «по остаточному» принципу. Тем не менее, этот самолет, разработанный в середине 30-х годов конструктором В.М. Петляковым под общим руководством А.Н. Туполева, внес посильный вклад в Победу.

Советский ТБ-7

Свой первый полет ТБ-7 совершил в 1936 году, но из-за сложности конструкции и проблем с двигателями его довели до предсерийной готовности только в 1940 году (весной 1941 года первые машины начали поступать на вооружение ВВС Красной Армии). Для своего времени ТБ-7 был интересным самолетом, мало в чем уступающий бомбардировщикам Англии и США, при этом превосходя всё, что выпускалось в странах Оси.

ТБ-7

ТБ-7

Полная масса самолета составляла 35 тонн, размах крыла – 39 метров, он мог разгоняться до 445 км/ч и брать на борт самую тяжелую советскую авиабомбу ФАБ-5000 и что самое главное, мог с территории СССР «дотянуться» практически до всех жизненно важных центров Германии. Что и было продемонстрировано 10 августа 1941 года, когда ТБ-7 по личному приказу И.В. Сталина отправились бомбить «логово фашистского зверя» – Берлин (это был уже второй налет на Берлин).

ТБ-7

ТБ-7

За годы войны ТБ-7, переименованный в 1942 году в Пе-8, входил в состав полков Авиации дальнего действия, которая в основном «работала» по удаленным целям, например, в Восточной Пруссии и Финляндии. Но иногда привлекалась и для бомбардировок особо важных целей недалеко от линии фронта, причем Пе-8 был единственным советским самолетом, кто мог сбрасывать пятитонные бомбы ФАБ-5000.

ТБ-7

ТБ-7

Прославился Пе-8 и ещё одной миссией. В мае 1942 года один бомбардировщик отправился в Великобританию и США, взяв на борт делегацию во главе с В.М. Молотовым. Полет проходил над оккупированной территорией СССР и Европы, но немецкие средства ПВО советский бомбардировщик не обнаружили. Побывав в Англии и Америке, Пе-8 таким же путем вернулся в СССР. Всего до 1944 года было выпущено 90 Пе-8, которые оказать заметное влияние на ход войны, конечно же, не могли. Тем не менее, как и США с Великобританией, СССР имел собственный стратегический бомбардировщик, принимавший участие в войне. Пусть и не с таким размахом, как это делала англо-американская бомбардировочная авиация.

Британский Short Stirling

После разгрома во Франции в 1940 году, английская армия не имела возможности воевать с главными силами вермахта на суше, поэтому все усилия англичан были брошены на войну в воздухе. Если быть точнее, то Великобритания задалась целью уничтожить немецкие военные и промышленные объекты путем массированных налетов тяжелых бомбардировщиков. Благо, что в их распоряжении помимо двухмоторных имелся четырехмоторный Short Stirling, способный брать на борт 6300 кг бомб и доставлять их на дальность 1200 километров. Полная масса самолета достигала 30 тонн, размах крыла – 30 метров, максимальная скорость – 420 км/ч.

Short Stirling

Short Stirling

Depositphotos

Первоначально Королевские ВВС бомбили цели в Германии днем, но из-за больших потерь от огня зенитных орудий и атак истребителей стали совершать налёты по ночам и придерживались такой тактики до конца войны. Short Stirling показал себя достаточно надежным и живучим самолетом и примерно до середины войны вполне устраивал английское командование. Но так как бомбардировки Германии принимали всё больший размах, Королевским ВВС потребовались самолеты с большей бомбовой нагрузкой и дальностью.

Звено Short Stirling в небе над Англией

Звено Short Stirling в небе над Англией

А вскоре в Англию перебазировались американские «летающие крепости» Boeing B-17, на фоне которых слабовооруженный Short Stirling выглядел достаточно неубедительно. Кроме того, поменялась и концепция воздушной войны: маршал авиации Артур Харрис настаивал на бомбардировке не только военных объектов, но и немецких городов, рассматривая их жителей как важнейшую часть военной машины Рейха.

Смертоносные «Ланкастеры»

В 1942 году Великобритания обзавелась подходящим инструментом для ковровых бомбардировок. Речь идет о 32-тонном Avro Lancaster. Главным плюсом этого самолета была возможность брать бомбы массой до 10 тонн. Например, сверхмощные 5,4 тонные Tallboy и десятитонные Grand Slam, которые были в состоянии пробивать многометровые перекрытия бункеров и уничтожать любые хорошо защищенные объекты. Также «Ланкастеры» использовали для разрушения дамб с помощью специальных «прыгающих бомб», они активно участвовали во всех массовых налетах на города Германии.

Avro Lancaster

Avro Lancaster

За годы войны «Ланкастеры» совершили 156 тысяч боевых вылетов, при этом почти три тысячи из выпущенных 7377 бомбардировщиков были потеряны. Именно эти английские бомбардировщики фактически стерли с лица земли Дрезден в феврале 1945 года. Уничтожение этого города и тысяч мирных жителей до сих пор многими расценивается как военное преступление, так как необходимости в бомбардировке Дрездена, менее чем за три месяца до капитуляции Германии, не было.

Атака Avro Lancaster на город Санкт-Вит, Бельгия, 26 декабря 1944 года

Атака Avro Lancaster на город Санкт-Вит, Бельгия, 26 декабря 1944 года

Тем не менее, в Великобритании и по сей день гордятся тем, что фирма Avro сумела разработать один из лучших бомбардировщиков Второй мировой войны и совершенно точно – лучший британский «бомбовоз» сороковых годов. Не случайно, что с вооружения Королевских ВВС «Ланкастеры» были сняты только в марте 1950 года, когда уже наступила реактивная эра и они со своей «максималкой» в 460 км/ч выглядели настоящим анахронизмом на фоне более современных и скоростных бомбардировщиков. Несмотря на это, часть машин отправилась служить в страны Африки и Южной Америки, а один Avro Lancaster до сих пор находится в аэропорту города Пафос (Кипр) как напоминание о годах британского владычества.

Летающая крепость

Вне всякого сомнения, самым известным четырехмоторным бомбардировщиком Второй мировой войны был американский Boeing B-17 Flying fortress. Этому самолету пришлось повоевать в Европе, Африке и на Тихом океане, причем везде он составлял основу американской бомбардировочной авиации. Что неудивительно, учитывая его тираж в 12 730 штук.

Boeing B-17 Flying fortress

Boeing B-17 Flying fortress

Первый полет самолет совершил в 1935 году и до окончания производства в 1945 году пережил несколько серьезных модификаций, благодаря чему менялся внешне и внутренне, набирая вес и получая все более мощные двигатели. Имея хорошее оборонительное вооружение и скорость в 516 км/ч, предполагалось, что B-17 сможет действовать самостоятельно и днём, без истребительного прикрытия. Но переданные в Англию машины первых модификаций понесли большие потери в 1941 году, после чего британцы от дневных налетов отказались.

Поврежденный бомбардировщик Boeing B-17 Flying fortress после налета на город Кельн, Германия

Поврежденный бомбардировщик Boeing B-17 Flying fortress после налета на город Кельн, Германия

А вот американцы разработали собственную тактику применения бомбардировщиков, которые летали днём плотными, большими группами – до 1000 самолетов, – и при приближении вражеских истребителей открывали массированный огонь из сотен пулеметов. Преодолеть свинцовый ураган крупнокалиберных пуль удавалось немногим пилотам люфтваффе, но некоторые все же прорывались через заградительный огонь и сбивали «летающие крепости». Особенно часто жертвами немецких истребителей становились поврежденные бомбардировщики, которые отставали от основной группы самолетов и не могли себя защитить.

B-17 Flying Fortresses из 398й Бомбардировочной группы в полете к Ноймюнстеру, Германия

B-17 Flying Fortresses из 398й Бомбардировочной группы в полете к Ноймюнстеру, Германия

Полная масса В-17 составляла 30 тонн, размах крыла – 31,6 метра, бомбовая нагрузка – почти 8 тонн. Американская «летающая крепость» была меньше советского Пе-8, но брала больше бомб, имела лучшее оборонительное вооружение, большую на 60 км/ч скорость, но самое главное – надежные двигатели и хорошо продуманную конструкцию, благодаря которым сильно поврежденные в боях В-17 нередко доползали до своих аэродромов буквально на честном слове. После окончания войны бомбардировщики начали выводиться из состава ВВС США, хотя в некоторых странах они оставались на вооружении и в шестидесятые годы. Boeing B-17 Flying fortress внес огромный вклад в победу над Германией и Японией, заслуженно став едва ли не самым известным бомбардировщиком Второй мировой войны.

Consolidated B-24 Liberator

Не меньший вклад в победу внес и самый массовый четырехмоторный бомбардировщик Второй мировой войны Consolidated B-24 Liberator. С 1940 года было выпущено почти 18,5 тыс этих бомбардировщиков, причем их выпуск был освоен не только на производственных мощностях фирмы-разработчика Consolidated и других авиастроителей, но также на заводе автоконцерна Ford. В-24 Liberator имел во многом схожие с В-17 характеристики: вес 32 тонны, размах крыла – 33,5 метра, максимальную скорость 480 км/ч, бомбовая нагрузка – 3,8 тонны. Бомбардировщик служил в ВВС США и поставлялся американским союзникам – Англии и Австралии. Заказала эти бомбардировщики в 1939 году и Франция, но не успела их получить до капитуляции летом 1940 года.

Consolidated B-24 Liberator

Consolidated B-24 Liberator

Как и В-17, «Либерейтор» воевал на всех театрах военных действий – от Западной Европы, до Тихого океана. И как в случае с В-17 с окончанием войны бомбардировщики стали выводиться из состава ВВС США. Да так спешно, что последние партии В-24 с завода сразу отправляли на консервацию, а потом и на утилизацию. Правда, некоторым самолетам повезло: их переделали в летающие танкеры, транспортники и частично передали странам-союзникам.

Consolidated B-24 Liberator

Consolidated B-24 Liberator

Более полусотни «Либерейторов» в силу разных причин оказались во время войны в СССР, но служба в ВВС Красной Армии у них была недолгой – в послевоенное время что США, что СССР спешно перевооружались на новые, в основном реактивные самолеты. Несмотря на то, что самолет не отличался какими-то выдающимися особенностями, главными его плюсами была простота в управлении, надежность и то, что его всегда было много. Дефицита с материальной частью американские ВВС не испытывали, потому что промышленность США клепала тяжелые бомбардировщики с не меньшей скоростью, чем автомобили в мирное время. B-24 Liberator вошел в историю не только как самый массовый четырехмоторный бомбардировщик, но и как неприхотливый и надежный «бомбовоз».

Самый крутой

Титул «короля бомбардировщиков» Второй мировой войны заслуженно достался Boeing B-29 Superfortress, который стал вершиной развития поршневых бомбардировщиков. Этот самолет стал первым в мире бомбардировщиком с дистанционной системой управления пулеметами, с полностью герметичной кабиной экипажа, первым в мире носителем ядерного оружия и первым четырехмоторным бомбардировщиком с максимальной скоростью 605 км/ч.

Boeing B-29 Superfortress

Boeing B-29 Superfortress

Depositphotos

Из-за дальности полета в 6500 километров, американское командование решило не использовать В-29 в Европе, поэтому с конца 1944 года он применялся исключительно на Тихом океане. Большая скорость и сильное оборонительное вооружение позволяли «суперкрепостям» бомбить Японию практически безнаказанно – гораздо больше потерь на первых порах они несли из-за технических неисправностей, чем от действия японской ПВО. Бомбардировщик весил 62 тонны, размах крыла составлял 43 метра, бомбовая нагрузка – более 10 тонн. Командование американских ВВС, обобщив опыт использования бомбардировочной авиации в Европе, в прямом смысле стало стирать Японию с лица земли, одновременно отправляя на японские города до полутысячи «суперкрепостей». С начала 1945 года и до конца войны бомбардировщики разбомбили все значимые военные и промышленные объекты, а 10 марта 1945 года чудовищной бомбардировке подверглась столица Японии – Токио, где в огне пожаров погибли от 80 до 100 тысяч человек. До сих пор даже американские историки не могут прийти к единому мнению о целесообразности бомбардировок как Токио, так и Хиросимы с Нагасаки, на которые В-29 сбросили атомные бомбы в августе 1945 года.

Boeing B-29 Superfortress

Boeing B-29 Superfortress

Несмотря на то, что уже летом 1945 года Япония лишилась большей части промышленности, авиации и флота, американцы планировали увеличивать мощь воздушных налетов, планируя до конца года развернуть армаду из 10 000 бомбардировщиков, да ещё и привлечь к налетам на Японию британские ВВС. Все это делалось для того, чтобы минимизировать потери американской армии, которая в 1946 году должна была высадиться на территории Японии. Но 15 августа 1945 года японский император Хирохито издал приказ о прекращении боевых действий, а 2 сентября был подписан акт о капитуляции Японии.

Ту-4 в музее Монино

Ту-4 в музее Монино

Poznamka.ru

Из всех американских бомбардировщиков времен войны только В-29 остался на вооружении ВВС США после Второй мировой и в 1950 году принял участие уже в Корейской войне. После окончания которой стало ясно, что даже самые совершенные поршневые бомбардировщики окончательно устарели в век реактивной авиации. Самое интересное, что нелицензионный клон В-29 – советский бомбардировщик Ту-4 – пережил своего собрата почти на десять лет и был снят с вооружения советских ВВС лишь в середине шестидесятых годов.