quto.ru
Опубликовано 17 октября 2021, 00:51
7 мин.

Самые известные бронемашины: от Холодной войны до наших дней

Почему БТР и БМП стали так популярны у военных.
Не успели отгреметь последние залпы Второй мировой, как началась новая война – Холодная. В которой оба противоборствующих военных лагеря начали принимать на вооружение бронированные машины – БТР и БМП. Рассказываем об этой удивительной технике.

Во Второй мировой войне только Германия и США имели колесно-гусеничные бронетранспортеры – Demag Sd.Kfz. 250, Hanomag Sd.Kfz 251 и М2 и М3. И хотя эти машины по многим показателям не удовлетворяли военных, но они позволяли пехоте прикрыться хоть какой-то «броней», а многочисленные модификации созданные на базе этих бронетранспортеров, сделали их настоящими «рабочими лошадками». После окончания войны во многих странах начались работы по созданию бронемашин нового поколения, которые создавались с учетом опыта Второй мировой войны. Больше всех преуспели в этом США и СССР. Именно эти две страны буквально завалили весь мир своими бронемашинами, причем многие из них оказались настолько удачными, что остаются в строю и сейчас.

Американский М113

Самым массовым гусеничным бронетранспортером «всех времён и народов» был и останется американский М113. Разработка этой машины началась в 1954 году, а в 1959 году она была принята на вооружении армии США. М113 хоть и имел весьма неказистый внешний вид, но были у него и существенные плюсы. Такие, как невысокая цена, броневой корпус из алюминиевого сплава, защищающий экипаж от пуль калибра 14,5 мм, возможность развивать достаточно высокую скорость – 68 км/ч по шоссе и 5,6 км/ч при преодолении водных преград.

Экипаж бронетранспортера состоял их двух человек, а в десантном отделении могли разместиться 11 солдат. На крыше устанавливался штатный пулемет (12,7 мм), а также другое вооружение. В разные годы М113 переоборудовались в самоходные минометы, командно-штабные и разведывательные машины, артиллерийские и ракетные зенитные комплексы, «технички» и санитарные автомобили. Также, в зависимости от модификации, на бронетранспортер устанавливались бензиновые или дизельные двигатели мощностью от 212 до 275 л.с., а вес М113 колебался от 8,5 до 14 тонн.

М113

М113

В 60-70 годы прошлого века спрос на машину был так велик, что помимо США её лицензионное производство организовали в Италии и Бельгии. Некоторые страны, например Египет, Израиль, Греция, ФРГ и даже нейтральная Швейцария закупали М113 тысячами, благодаря чему выпуск этого бронетранспортера не снижался долгие годы. С распадом СССР и Югославии, некоторые из новообразованных стран, например, Литва и Македония также приняли М113 на вооружение.

М113

М113

Проверкой боевых качеств М113 стала Вьетнамская война, а затем бронетранспортер участвовал практически во всех конфликтах. Несмотря на то, что сейчас М113 уже не соответствует требованиям времени по вооружению, броневой и противоминной защите, во многих странах его модернизируют: устанавливают навесную броню, малокалиберные пушки и более современные средства связи и управления огнем. Благодаря простоте конструкции и обилию запчастей, М113 будет оставаться в строю ещё долгие годы и не исключено, что доживет до столетнего юбилея. Хотя в армиях стран НАТО его «поголовье» за последние годы сильно сократилось, так как на смену ветерану приходят более совершенные машины.

Советский БТР-60

Если в США в 1959 году на вооружение был принят гусеничный бронетранспортер М113, то в СССР в том же году появилась не менее известная машина – колесный БТР-60. Этот бронетранспортер стал родоначальником целого семейства БТР с колесной формулой 8х8, которые выпускаются и по сей день (БТР-82А). Разработанный в КБ Горьковского автозавода БТР-60 постоянно совершенствовался и экспортировался в десятки стран, как и его преемники – БТР-70 и БТР-80. Достаточно сказать, что вооруженные силы Турции – а это страна НАТО, – в свое время приобрели крупную партию БТР-80, предпочтя их другим машинам европейской и американской разработки.

БТР-60

БТР-60

Главным недостатком как БТР-60 так и БТР-70 была силовая установка из двух двигателей. На БТР-80 этот недостаток был устранен, хотя остались другие «врожденные болячки»: слабая противоминная и броневая защита. Советские колесные БТР участвовали практически во всех вооруженных конфликтах последних десятилетий и везде отмечалась их неудовлетворительное бронирование, плохо защищающее экипаж и десант от огня стрелкового оружия.

БТР-80

БТР-80

Если пули калибра 7,62 мм броня бронетранспортеров ещё как-то «держала», то против пуль калибра 12,7 мм была бессильна. Впервые на это обратили внимание в Афганистане, а последующие конфликты на территории бывшего Советского Союза это лишний раз подтвердили. Со временем перестало соответствовать требованиям времени и вооружение бронетранспортера – 14,5 мм пулемет Владимирова (КПВ) уже не мог бороться с новейшими БМП и БТР стран НАТО.

Часть проблем удалось решить с принятием на вооружение БТР-82А с 30 мм автоматической пушкой, но модернизационный потенциал, заложенный ещё в БТР-60, себя практически исчерпал. Несмотря на то, что во многих экс-советских республиках и бывших странах соцлагеря на вооружении остаются тысячи БТР-60/70/80, постепенно они заменяются новыми машинами с более высокими характеристиками и возможностями. На базе бронетранспортеров было создано немало других машин, в частности артиллерийская установка «Нона», командно-штабная машина, ремонтно-эвакуационная и санитарная машина, противодиверсионная и машина химическо-радиационной разведки.

Швейцарский MOWAG Piranha

Это может показаться странным, но самым известным колесным бронетранспортером в странах НАТО стала не американская и не немецкая машина, а швейцарский MOWAG Piranha. Разработка этой бронемашины стартовала в начале шестидесятых годов и вначале она представляла собой обычный бронеавтомобиль с колесной формулой 4х4, вмещающий шесть человек и вооруженный одним 7,62 мм или 12,7 мм пулеметом. Машина весила 8,2 тонны, оснащалась 200-сильным дизелем, на шоссе могла разгоняться до 80 км/ч, а запас хода составлял 400 километров.

MOWAG Piranha

MOWAG Piranha

Швейцарцы рассчитывали поставить несколько десятков таких машин в армию и силовые структуры собственной страны, но к MOWAG проявили интерес некоторые страны Южной Америки, Греция и Ирак. Дабы повысить экспортную привлекательность была разработана модификация с колесной формулой 6х6, затем 8х8, после чего машина превратилась в полноценный, хорошо защищенный и вооруженный бронетранспортер.

MOWAG Piranha 8х8

MOWAG Piranha 8х8

В 2010 году фирма MOWAG стала подразделением американского концерна General Dynamics, а «Пиранья» стала в больших количествах поступать на вооружение армий стран НАТО и не только. Каждое новое поколение бронетранспортера увеличивалось в размерах, росла масса (до 33 тонн), усиливалось бронирование, вооружение (25 миллиметровая пушка) устанавливались более мощные двигатели (350 л.с.). Лицензию на производство машины приобрел британский концерт BAE Systems и «Пиранью» на полном основании можно считать одним из самых распространенных колесных бронетранспортеров в мире.

К настоящему времени выпущено более 11 тысяч машин разных поколений, сотни из которых стоят на вооружении в Швейцарии, Швеции, Дании, Канады (LAW III), Австралии и США (Stryker). На базе Piranha построено рекордное количество машин специального назначения, что позволяет ей выполнять практически любую задачу.

Советский БМП

В середине шестидесятых годов в СССР была разработана первая в мире гусеничная боевая машина пехоты БМП-1. Которая стала не только родоначальницей целого класса бронетехники, но и одной из самых массовых машин в мире, разойдясь по свету тиражом более 20 000 штук.

БМП-1 была предназначена для перевозки пехоты на поле боя, но при этом с помощью 73 мм пушки и пулеметов она сама могла бороться с пехотой противника, а комплекс противотанкового управляемого вооружения позволял уничтожать любую бронетехнику. БМП-1 весила 13 тонн, оснащалась трехсотсильным дизелем, могла плавать со скоростью 7 км/ч и разгоняться на шоссе до 65 км/ч. Экипаж машины состоял из трех человек, а в десантном отделении размещались восемь пехотинцев.

БМП-1

БМП-1

Выпуск БМП-1 начался в 1966 году и был прекращен в 1983 году в связи с принятием на вооружение более совершенной БМП-2. Эта машина была унифицирована с предшественницей на 75% и отличалась от неё новой башней с 30 мм автоматической пушкой и улучшенным бронированием. Вместе с тем афганская война показала, что броневая защита БМП-2 оставляет желать лучшего и специально для Афганистана выпускалась БМП-2Д с усиленным бронированием, но из-за возросшего веса машина перестала быть амфибией.

Несмотря на то, что БМП-2 появилась на свет в далеком 1980 году, эта бронемашина и сейчас служит во многих армиях мира, включая российскую. По совокупности характеристик БМП-2 продолжает устраивать военных, а модернизационный потенциал позволяет «подтянуть» её боевые качества до современных требований. Хотя по сравнению со многими современными боевыми машинами пехоты БМП-2 уступает им по противоминной и броневой защите весьма существенно. Да и 30 миллиметровая пушка уже не удовлетворяет требованиям времени.

БМП-1

БМП-1

Вместе с тем изначально удачная конструкция БМП-2 позволяет модернизировать машину, чем и занимаются во многих странах, устанавливая на машину новые боевые модули, броню и вооружение. БМП-1 и БМП-2 имели множество различных модификаций, позволяющих решать широкий круг задач, от непосредственно перевозки пехоты, до инженерной разведки и борьбы с танками и воздушными целями. Например, лицензионные индийские БМП-2 были переоборудованы в ракетно-зенитные комплексы Akash и самоходные противотанковые комплексы Namica.

БМП-2

БМП-2

В разные годы лицензию на производство советских боевых машин пехоты приобрели помимо Индии ещё Китай, Польша и Чехословакия. В рамках военного сотрудничества СССР поставлял эти машины не только своим союзникам по соцлагерю, но и многим другим странам, а после 1991 года БМП-1 и БМП-2 оказались на службе в армиях стран НАТО, например, в Германии. С середины шестидесятых годов было выпущено более 35 000 тысяч боевых машин пехоты первого и второго поколения, эти машины приняли участие практически во всех военных конфликтах последних десятилетий и ещё очень долго будут оставаться в строю в армиях разных стран.

Автомобильные новости