quto.ru
Опубликовано 06 апреля 2017, 20:00

Самые редкие мотоциклы: байки на дизельном топливе

Дизельные мотоциклы — большая редкость в наши дни. По большей части они используются военными и энтузиастами.

Дизельные мотоциклы — большая редкость в наши дни. По большей части они используются военными и энтузиастами, которым хочется установить вместо бензинового мотора агрегат на тяжелом топливе.

Конечно, у дизельных моторов есть свои преимущества перед бензиновыми. Это и относительная простота эксплуатации и обслуживания (речь идет о самых простых «дизелях», а не о суперпродвинутых экологически чистых моторах в современных автомобилях), а также неприхотливость к качеству горючего. Это относится к большим моторам, используемым в тяжелой технике, вроде локомотивов, кораблей, грузовиков, а также электрогенераторов.

Тем не менее, все выше сказанное справедливо, когда речь идет о больших двигателях. Если дизельный двигатель уменьшить в размерах, его преимущества нивелируются. Основная проблема кроется в степени сжатия топливно-воздушной смеси. У бензиновых моторов она составляет примерно 10:1 — у разных производителей по-разному. А у «дизелей» степень сжатия достигает 18:1 или даже 20:1. Именно такая степень нужна для воспламенения смеси без использования свечей зажигания.

Все это значит, что практически все элементы мотора должны выдерживать такую степень сжатия и повышенную силу детонации. Для этого все элементы агрегата должны быть усилены, трансмиссия также должна быть устойчивой к таким воздействиям — не забываем, что у дизельного мотора крутящий момент гораздо выше, чем у такого же бензинового. Все это сказывается на весе конструкции. Так что возникает вопрос, а зачем в легком транспортном средстве, вроде мотоцикла, тяжелый дизельный мотор?

А причины есть:

Необходимость использования низкокачественного топлива, вроде дизельного дистиллята или авиационного керосина;

Потребность в экономии топлива и дальних поездках без дозаправки;

Высокая надежность

Не всем и не всегда нужен быстроходный мотоцикл — иногда в приоритете оказываются дальность хода и простота. Дизельные мотоциклы часто применяются в сельском хозяйстве, а также в местах, где в принципе отсутствует качественное горючее. И конечно, не стоит забывать про военных — у них вообще одно топливо на всех: авиация, бронетехника, мотоциклы, грузовой транспорт.

Первый задокументированный факт применения в мотоцикле дизельного мотора относится к 1904 году и к голландцу по имени Ян Доппер. Именно он установил «дизель» Brons на велосипед, подаренный ему в том же 1904 году. Тот мотор развивал 2 лошадиные силы при 700 об/мин. Доппер модернизировал с помощью новой рамы, а в 1910 году показал первый дизельный трицикл.

В послевоенной Британии компания Norton стала пытаться производить мотоциклы на дизтопливе. Одним из первых стал аппарат Тони Сидни, с алюминиевым 500-кубовым одноцилиндровым двигателем с чугунной «головой», который он и поставил на Norton.

Самые редкие мотоциклы: байки на дизельном топливе

Алюминий позволил снизить общий вес, а сам мотор выдавал 10-14 л. с. при 4 000 об/мин. Максимальная скорость достигала 89 км/ч, а сам мотоцикл показывал впечатляющие способности при подъеме в горку. Но его главным недостатком стал слишком медленный и слабый разгон. Двигатель лишь набирал обороты, но толку от этого было мало. Кроме того, были определенные проблемы с запуском в холодную погоду.

Еще один такой мотоцикл собрал Фриман Сандерс, чей Norton развивал 18,8 л. с. при 4 500 об/мин, а максимальная скорость достигала 113 км/ч. Расход топлива составлял 2 л/100 км. Интересно, что Сандерс провел лишь минорные модификации, изменив конструкцию бензинового 490-кубового одноцилиндрового мотора таким образом, что он «кушал» дизтопливо при степени сжатия 11,8:1. Но несмотря на успехи, прототип так и остался на стадии проекта.

А вот первой компанией, которая начала продавать дизельные мотоциклы, стала Royal Enfield — англо-индийская фирма, известная и сегодня. Про их мотоциклы говорили «сделаны, как оружие, быстрые, как пуля». Но их дизельный аппарат сложно было назвать пулей. Но на сегодняшний день самым известным их проектом на дизтопливе является Taurus. Это переделанная версия известной модели Bullet, модификацией которой занималась компания Sooraj Automobiles.

Инженеры компании устанавливали дизельный Greaves Lombardini в стоковые мотоциклы Royal Enfield. Продавали «Таурусы» через дилерскую сеть «Ройял Энфилд», а спросом они пользовались у сельхоз-предприятий и правительственных организаций.

Сегодня дизельные мотоциклы производит Hayes Diversified Technologies, преимущественно для военных. Самый популярный — HDT M1030M1, который базируется на Kawasaki KLR650, только вместо бензинового мотора у него дизельный объемом 584 «кубика», с помощью которого он достигает скорости 145 км/ч. Расход топлива составляет 2,45 л/100 км.

Самые редкие мотоциклы: байки на дизельном топливе

Этот мотоцикл поставляется американской морской пехоте, британским военным и НАТО. У него есть и гражданская версия, но ее в данный момент невозможно приобрести.

Среди других известных моделей можно отметить:

Star Twin Thunder Star 1 200 TDI, в который установлен трехцилиндровый дизельный мотор объемом 1,2 л от Volkswagen Lupo мощностью 91 л. с. В моторе модифицирован картер, а работает он в паре с пятиступенчатой «механикой».

Самые редкие мотоциклы: байки на дизельном топливе

Neander Motors, прототип которого был представлен в 2005 году под слоганом «первый турбодизельный мотоцикл». Его мотор развивает 113 л. с. при 4 200 об/мин, а максимальная скорость составляет 220 км/ч. К несчастью, этот впечатляющий мотоцикл так и остался прототипом.

В России также производят дизельные мотоциклы. Самый известный это «Днепр», который часто отправляется на экспорт, но из-за высокого расхода топлива и несоответствия экологическим стандартам не везде доступен. А где доступен, особой популярностью не пользуется.

Топ 5 самых пафосных и дорогих полноприводников.

Автомобильные новости