Смертоносные дебютанты: от гражданской войны в США до Первой мировой
Всё когда-то бывает в первый раз. Это утверждение справедливо для каждого нового типа оружия.Подводная битва
Построить подводные лодки пытались во многих странах ещё в XVIII веке, но все они представляли собой лишь экспериментальные образцы, малопригодные для боевого применения. Однако 17 февраля 1864 года произошло знаменательное событие, навсегда изменившее ход истории. В США тогда шла гражданская война и боевые действия активно велись не только на суше, но и на море. Подводная лодка конфедератов Hunley в тот день обессмертила своё имя, атаковав и потопив с помощью шестовой мины корвет северян Housatonic находящийся в гавани города Чарльстона. Правда, от гидроудара подводная лодка погибла сама, причем быстрее, чем затонул Housatonic. Таким образом, Hunley стала первой подводной лодкой, потопившей вражеский корабль и первой погибшей во время атаки противника. А Housatonic стал первым кораблем, потопленным подлодкой.
Атака с помощью шестовой мины была опасной для подводных лодок. И тут на сцену вышли торпеды. Первой подводной лодкой потопившей вражеский корабль с помощью торпеды стала немецкая субмарина U-21. Подлодка была построена в 1913 году и для своего времени считалась современной – она была вооружена четырьмя торпедными аппаратами и имела водоизмещение 800 тонн.
После начала Первой мировой войны U-21 отправилась к английским берегам и 5 сентября 1914 года оказалась на пути следования британского легкого крейсера Pathfinder. Упускать такую заманчивую цель капитан подлодки Отто Херсинг не собирался и выпустил в крейсер одну торпеду, попадание которой привело к детонации боезапаса и Pathfinder быстро затонул. 260 английских моряков погибли, подоспевшим торпедным катерам удалось спасти только двадцать человек. Pathfinder стал первым кораблем в длинном списке торпедированных подлодками, а U-21 стала первой субмариной проведшей результативную торпедную атаку.
Торпеды внушают страх
Торпеды применялись не только подлодками, но и надводными судами. Первую удачную торпедную атаку неприятельского судна записали в свой актив русские моряки, атаковавшие на Батумском рейде 14 января 1878 года турецкую канонерскую лодку Intibah. Русские минные катера «Синоп» и «Чесма» провели ночную атаку турецких кораблей и выпустили по торпеде каждый. Одна торпеда в цель не попала, зато вторая точно поразили Intibah который затонул, унеся на дно моря 23 моряка. Особой ценности 163-тонная канонерская лодка не представляла, однако её потеря заставила турков с большей серьезностью относиться к русскому флоту. Стоит отметить, что за всю русско-турецкую войну 1877-1878 гг. было использовано четыре торпеды, одна из которых и потопила Intibah.
Не повезло турецкому флоту и в Первой Балканской войне 1912-1913 гг. Старый турецкий броненосный фрегат Fethi Bulend стал первым кораблем в мире, потопленным торпедным катером. Победу на свой счет записал греческий катер №11, который атаковал турецкий фрегат, используя ту же тактику, что и русские моряки в 1878 году. Под покровом ночи катер пробрался на рейд порта Салоники, выбрал корабль покрупнее – им как раз оказался Fethi Bulend, – после чего выпустил две торпеды, которые попали в броненосный фрегат.
Старому кораблю водоизмещением 2760 тонн за глаза хватило бы и одной торпеды, тем более что он находился в небоеготовом состоянии, используясь как плавучая казарма. Несмотря на то, что Fethi Bulend быстро затонул, погибли всего девять человек. Малое число жертв объясняется тем, что большая часть экипажа давно была переведена на берег, где обслуживала снятые с корабля орудия. Тем не менее, потопление даже такого малоценного корабля стало поводом для праздника в Греции, а турецкий корабль навсегда вошел в историю, как первое судно, потопленное торпедным катером.
Великий пулемет
Дебют пулемета Хайрема Максима 2 сентября 1898 года близ суданского города Омдурман был весьма впечатляющим. Ключевая битва англо-суданской войны показала всему миру, какое эффективное оружие изобрел Максим. На поле боя близ Омдурмана в тот день сошлись 50-тысячная суданская армия «махдистов» и англо-египетские войска общей численностью 10 тысяч человек.
На вооружении последних были 20 пулеметов Максима, благодаря которым британцы без серьезных потерь уничтожили практически всю армию махдистов. С самого начала битва превратилась в избиение суданцев, которых буквально выкашивали пулеметным огнем. В результате сражения англо-египетские подразделения потеряли 450 человек убитыми и ранеными, а махдисты – 30 тысяч убитыми, ранеными и пленными. Оставшиеся в живых бежали с поля боя, англичане без потерь взяли Омдурман и установили полный контроль над Суданом, сделав его своей колонией.
Воздушные сражения
В первое десятилетие ХХ века Италия превратилась в молодого империалистического хищника и решила поквитаться с дряхлой Османской империей за все унижения прошлых веков. Но не месть была первопричиной начавшейся в 1911 году итало-турецкой войны, а желание Италии прибрать к рукам территорию Ливии, являвшейся тогда частью Османской империи. Итальянцы имели подавляющее преимущество на море и на суше, кроме того, в Ливию были переброшены итальянские самолеты.
1 ноября 1911 года летчик Джулио Гаватти с бреющего полета атаковал позиции турецкой пехоты ручными гранатами, нанеся первый в истории войн бомбовый удар. В дальнейшем итальянцы начали применять уже не гранаты, а специально изготовленные авиабомбы, правда, особого ущерба противнику они не нанесли. Пикирующие на колонны турецкой пехоты самолеты имели гораздо более действенный психологический эффект, чем бомбы, которые чаще всего падали мимо цели.
В 1913 году произошел первый в истории воздушный бой с применением огнестрельного оружия. Эта историческая схватка случилась во время мексиканской революции, причем сами мексиканцы за боем лишь наблюдали, но не участвовали. А в небе над Мехико сошлись два гражданина США – Филипп Рейдер и Дин Лэмб. Оба летчика были наемниками, к мексиканской революции отношения не имели.
Воздушный бой закончился боевой ничьёй. Рейдер и Лэмб разрядили друг в друга пистолеты, произнесли массу непечатных слов, погрозили друг другу кулаками, после чего каждый улетел на свой аэродром. Управлять самолетом и одновременно метко стрелять из пистолета не получилось ни у того и ни у другого, поэтому никто не был ранен и тем более убит. Самолеты также серьезных повреждений не получили.
Более результативным оказался французский летчик Ролан Гаррос, который 1 апреля 1915 года сбил немецкий самолет разведчик Albatros и вошел в историю, как первый летчик, одержавший воздушную победу использовав пулемет. Гаррос и до этого пытался сбивать немецкие самолеты, но так как он стрелял из пистолета, то успеха не добился. Дело пошло на лад, когда он установил перед кабиной пулемет, а на воздушный винт надел стальные уголки – отражатели пуль. Благодаря этому незатейливому «апгрейду» его самолет Moran Saulnier превратился в настоящий истребитель, даже несмотря на то, что при таком способе стрельбы существовала вероятность отстрелить собственный винт раньше, чем поразить вражеский самолет.
Смертельный газ и танки
Во время Первой мировой войны было разработано и использовано немало оружия, но ни одно из них не вызвало столько возмущения в мире, как отравляющие газы, впервые примененные немцами около бельгийского города Ипра 22 апреля 1915 года. Ещё в марте немецкое командование решило преподнести противостоящим им англичанам и французам неприятный сюрприз в виде баллонов с хлором.
Весь апрель немцы ждали подходящего направления ветра и наконец дождались – 22 апреля в сторону английских позиций поползло огромное зеленое облако ядовитого газа, вслед за которым наступали немецкие пехотинцы. Англичане не были готовы к такому повороту событий, средств защиты у них не было, поэтому более 15 000 человек отравились хлором, а 5 000 человек погибли. Несмотря на такой впечатляющий успех, когда за кратчайший срок удалось вывести из строя целую дивизию противника, немцы развить успех не смогли. Они добились лишь того, что во всем мире их назвали варварами, использующими бесчеловечные приемы ведения войны, а страны Антанты также стали применять в ответ химическое оружие.
Если немцы для преодоления вражеской линии обороны предпочли использовать химическое оружие, то англичане пошли другим путем. И вывели на поля сражений танки. 15 сентября 1916 года в ходе битвы на Сомме немцы впервые столкнулись с бронированными чудовищами по имени Mark I. Несмотря на то, что из 49 имеющихся в наличии танков в бою участвовало только 18 машин (остальные вышли из строя по техническим причинам), англичане добились впечатляющих успехов, прорвав немецкую оборону на глубину пять километров.
Стоит отметить, что некоторые немецкие подразделения, встретившие танки ружейно-пулеметным огнем и убедившись, что он не причиняет машинам вреда, попросту бежали с позиций. Англичане могли бы добиться большего успеха, но первые танки были ненадежны, имели плохую проходимость, нередко застревали и могли развивать скорость всего 6 км/ч. К тому же их 12 миллиметровая броня защищала экипаж от немецких пуль калибра 7,92 мм, но против любой самой захудалой пушчонки была бессильна. Да и тактика применения танков находилась в зачаточном состоянии, вот почему первые атаки британских танков на немецкие позиции приводили лишь к локальным успехам.