quto.ru
Опубликовано 12 сентября 2021, 15:26
8 мин.

Смертоносные гиганты: самое опасное и большое оружие в мире

Они могли уничтожить целые города.
После того, как в 1913 году русский авиаконструктор И.И. Сикорский представил первый в мире четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец», Россию заслуженно называют родиной стратегической бомбардировочной авиации. Несмотря на то, что и другие страны в ХХ века смогли построить ряд выдающихся «стратегов», самым большим и скоростным бомбардировщиком остается и, по-видимому, останется отечественный Ту-160.
A-10 Thunderbolt II

Ту-160: самый большой бомбардировщик в мире

Разработка самолета началась в начале семидесятых годов прошлого века, но из-за чрезвычайно высоких требований ВВС и использования ряда уникальных технологий, работы затянулись почти на десять лет. Первый полет прототип Ту-160 совершил в 1981 году, а на лечение «детских болячек» ушло более пяти лет. И только в 1987 году советские ВВС начали получать серийные бомбардировщики.

Ту-160

Ту-160

© Wikipedia

Ту-160 является самым тяжелым (275 тонн), самым длинным (51 метр) и самым быстрым (2200 км/ч) бомбардировщиком в мире. В настоящее время в США и Китае идёт создание новых стратегических стелс-бомбардировщиков В-21 и Н-20, но так как они выполнены по схеме «летающее крыло», то будут дозвуковыми, более легкими, чем Ту-160 и не такими габаритными. Кроме того, никто в мире больше не станет разрабатывать бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла, так что Ту-160 стал последним самолетом, построенным с использованием этой, модной в 60-70-е годы, технической новации.

Ту-160

Ту-160

© Министерство обороны РФ

Также Ту-160 стал одним из немногих самолетов в мире пережившим второе рождение. В 90-х годах Ту-160 почти умер, но в прошлом году в воздух поднялся первый Ту-160М – модернизированный бомбардировщик, изготовленный из деталей ещё советского производства. В перспективе Казанский авиазавод должен полностью восстановить производство Ту-160, который на ближайшие десятилетия будет оставаться одним из важнейших компонентов российской ядерной триады.

«Лунь»: огромный экраноплан, которого все боялись

Практически в одно время с Ту-160 началась разработка ударного экраноплана «Лунь» проекта 903. Советский Союз был лидером по созданию этих неординарных кораблей: больше ни одна страна в мире не создавала боевые экранопланы таких размеров и массы. 73-метровый «Лунь», с размахом крыла в 44 метра, должен был использоваться как истребитель кораблей противника, с которыми он должен был сближаться на расстояние 120 километров и поражать их противокорабельными ракетами «Москит», которых на нем было установлено шесть штук. При удачном стечении обстоятельств, всего один экраноплан мог нанести серьезный ущерб вражеской авианосной группировке, а три-четыре экраноплана – уничтожить её.

Смертоносные гиганты: самое опасное и большое оружие в мире

© Минобороны СССР

Несмотря на очень серьёзную группу прикрытия авианосцев, большая скорость и малозаметность для корабельных радаров позволяли «Луню» незаметно атаковать цель и очень быстро выйти из зоны поражения. Его также невозможно было обнаружить гидроакустикой подводных лодок, входящих в группу охраны авианосца, так как «Лунь» летел над водой. Восемь турбореактивных двигателей позволяли кораблю массой 380 тонн развивать скорость до 500 км/ч, что предполагало соответствующую тактику – «бей и беги».

Смертоносные гиганты: самое опасное и большое оружие в мире

© Depositphotos

Строительство первого экраноплана проекта 903 началось в 1983 году в Горьком и в 1986 году крылатый корабль был спущен на воду. Уникальная машина почти пять лет испытывалась в различных режимах, а в 1991 году вошла в состав Каспийской флотилии. Но после развала Советского Союза и взятого курса на разоружение, экраноплан «Лунь» оказался не нужен. Вместо строительства серии из восьми экранопланов был создан только один, а второй недостроенный корабль долгое время планировали использовать в качестве спасательного, а затем и вовсе попытались переделать в пожарный. Кончилось все тем, что первый экраноплан вывели из состава флота, а второй достраивать не стали. Долгие годы разукомплектованный и разоруженный «Лунь» ржавел в Каспийске, пока в 2020 году не был отбуксирован в Дербент для установки в качестве экспоната в парке «Патриот». Судя по всему, единственный построенный экраноплан проекта 903 так навсегда и останется самым большим кораблем подобного класса в мире.

Самый большой крейсер в мире по имени Hood

Самым большим крейсеров в мире навсегда останется и британский Hood. Если быть точнее, то этот 267-метровый бронированный гигант водоизмещением 46 500 тонн относился к категории линейных крейсеров. Этот тип боевых кораблей появился перед Первой мировой войной и от линкоров они отличались главным образом большей скоростью и более слабым бронированием. Но это были весьма условные отличия, так как некоторые линейные крейсера не уступали по этим параметрам линкорам, а многие и превосходили.

Royal Navy Battlecruiser HMS Hood

Royal Navy Battlecruiser HMS Hood

© National Records of Scotland

Строительство «Худа» началось в самый разгар Первой мировой войны – летом 1916 года. Предполагалось создать четыре линейных крейсера, но после победы в Первой мировой войне, Великобритания столкнулась с переизбытком как линкоров, так и линейных крейсеров, которые было очень дорого содержать, да и противника у них, по большому счету, не осталось. Поэтому строительство всех новых кораблей было прекращено, за исключением «Худа», который находился в высокой степени готовности. Корабль вступил в строй в мае 1920 года и долгие годы был гордостью британского Королевского флота.

Royal Navy Battlecruiser HMS Hood

Royal Navy Battlecruiser HMS Hood

© Naval History and Heritage Command

Борта корабля прикрывала 305-миллиметровая броня, а лобовая броня артиллерийских башен достигала толщины 381 миллиметр. Крейсер был вооружен восемью 381 мм орудиями и развивал скорость в 32 узла, вот почему он не устарел к началу Второй мировой войны, по-прежнему оставаясь сильнейшим линейным крейсером мира. Тем более корабль прошел модернизацию и несмотря на возраст мог дать фору многим линкорам.

Royal Navy Battlecruiser HMS Hood

Royal Navy Battlecruiser HMS Hood

© National Records of Scotland

Однако встреча Hood и линкора Prince of Wales с немецким супер-линкором Bismark 24 мая 1941 года закончилась для гордости Королевского флота катастрофой. Несмотря на то, что британское соединение имело абсолютное преимущество в артиллерии над «Бисмарком», перестрелка с дистанции 18 километров закончилась попаданием снаряда с немецкого линкора в артиллерийский погреб «Худа», после чего корабль взорвался, унеся на дно моря 1415 членов экипажа.

Royal Navy Battlecruiser HMS Hood

Royal Navy Battlecruiser HMS Hood

© National Records of Scotland

Все последующие годы эксперты долго пытались понять, каким образом всего один снаряд смог погубить хорошо бронированный крейсер, но факт остается фактом – немецким артиллеристам удался даже не «золотой», а «бриллиантовый» выстрел. Но Вторая мировая война стала лебединой песней всех без исключения линейных кораблей, будь то супер-линкоры или линейные крейсера, поэтому Hood так навсегда и остался самым большим из всех крейсеров, которые когда-либо были построены.

Супербомба

К числу «вечных чемпионов» относится и советская теромоядерная авиабомба проекта АН602, более известная как «Царь-бомба». Ее разработка была начата в 1956 году и предназначалась она для достижения паритета с США. Созданием «Царь-бомбы» занимались лучшие физики-ядерщики страны, включая академиков И.В. Курчатова и А.Д. Сахарова и в 1960 году разработка бомбы была завершена. Масса бомбы составляла 26,5 тонн, длина – 8 метров, ширина 2,1 м, расчетная мощность – 51 мегатонна в тротиловом эквиваленте.

Макет термоядерной авиабомбы проекта АН602 (Царь-бомба)

Макет термоядерной авиабомбы проекта АН602 (Царь-бомба)

© ГК Росатом

Американцы прекрасно знали, что Советский Союз совершенствует и наращивает свой атомный арсенал, но и сами они вооружались ударными темпами, надеясь выиграть гонку вооружений. И тогда Хрущев решил показать им, как выглядит термоядерная «кузькина мать», использовав «Царь-бомбу» не столько в военных, сколько в политических целях.

Макет термоядерной авиабомбы проекта АН602 (Царь-бомба)

Макет термоядерной авиабомбы проекта АН602 (Царь-бомба)

© aftershock.news

Утром 30 октября 1960 года переоборудованный бомбардировщик Ту-95В и самолет-лаборатория Ту-16 взяли курс на Новую Землю где и был совершен сброс бомбы. После чего оба самолета принялись спешно уходить от места взрыва. В 11 часов 33 минуты «Царь-бомба» взорвалась на высоте четырех километров.

Макет термоядерной авиабомбы проекта АН602 (Царь-бомба)

Макет термоядерной авиабомбы проекта АН602 (Царь-бомба)

© aftershock.news

Этот взрыв прочувствовал весь мир. Рвануло так, что ударная волна три раза обогнула земной шар, а вспышку взрыва наблюдали на расстоянии в тысячу километров. В том числе и с Аляски. Не случайно, что уже в 1963 году между СССР, США и Великобританией был подписан Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой. Взрыв чудовищной силы на Новой Земле наглядно показал американцам и их союзникам, что слова Хрущева не являются блефом и СССР в состоянии разработать и в случае необходимости применить сверхмощные термоядерные бомбы.

Впоследствии стало известно, что в СССР планировалось разработать заряды мощностью до 100 мегатонн. «Изделие 602» стало самой тяжелой и мощной авиабомбой за всю историю человечества, хотя по длине она уступает современной американской бомбе GBU-43B – 8 метров против 9,17 м. И таким «вечным чемпионам» советская бомба останется навсегда, потому что в мире давно уже отказались от разработки сверхмощных свободнопадающих атомных бомб, предпочтя им баллистические ракеты.

Самый большой штурмовик

Титул «вечного чемпиона», судя по всему, достанется и американскому штурмовику A-10 Thunderbolt II, разработанному фирмой Fairchild Republic в начале семидесятых годов. Обобщив опыт вьетнамской войны, американское командование пришло к выводу, что все существующие на тот момент штурмовики и истребители-бомбардировщики не удовлетворяют требованиям времени. Нужно было разработать новую машину, которая была бы маневренной и защищенной, обладать хорошими ударными возможностями и быть простой в эксплуатации.

A-10 Thunderbolt II

A-10 Thunderbolt II

© Wikipedia / U.S. Air Force

У советского Ил-2 была позаимствована его главная особенность – броневая капсула являлась частью силовой структуры фюзеляжа. Только на А-10 её сделали не стальной, а из титановых сплавов. Грубо говоря, летчика усадили в своеобразную титановую 540-килограммовую «ванну», толщина стенок которой достигала от 13 до 38 миллиметров. Едва ли не впервые в истории мировой авиации, самолет строился «вокруг» 30-миллиметровой семиствольной пушки GAU-8, которая отличалась большой скорострельностью и могла стрелять снарядами с сердечником из обедненного урана. Кроме пушки, самолет вооружили бомбами и управляемыми ракетами. Для лучшей живучести два реактивных двигателя были разнесены по бокам фюзеляжа, кроме того, конструктивные особенности самолета позволяли ему продолжить полет на одном двигателе, с одним килем и с серьезными повреждениями крыльев.

A-10 Thunderbolt II

A-10 Thunderbolt II

© Wikipedia / U.S. Air Force / Master Sgt. Blake R. Borsic

Прочное шасси позволяло производить взлет и посадку не только на хорошо оборудованные аэродромы, но на грунт и автодороги. Длина А-10 составляет 16,2 метра, размах крыльев – 17,5 метра, масса 22,7 тонны, максимальная скорость – 706 км/ч. То есть на сегодняшний день он является самым крупным и тяжелым штурмовиком в мире. И таким останется навсегда, потому что с развитием легких и мобильных средств ПВО, специализированный самолет «поля боя» становится неактуальным. Часть его задач способны решать ударные вертолеты, часть – истребители-бомбардировщики, часть – ударные беспилотники. Вот почему разработкой специализированных штурмовиков в настоящее время не занимается ни одна страна в мире, так что превзойти A-10 Thunderbolt II никогда и никому уже не удастся.

Автомобильные новости