quto.ru
Опубликовано 16 ноября 2021, 19:00
4 мин.

Су-75 стал главным самолётом России: шах и мат иностранным технологиям

«Голливудская» реклама боевой машины взорвала Интернет
Россия неожиданно для всех взорвала международный авиасалон Dubai Airshow-2021 новейшей разработкой – ей стал «летающий Калашников», тактический истребитель Су-75. Многофункциональная военная машина заслонила собой гражданские новинки от грандов в лице Boeing и Airbus. Шах и мат в один шаг! Рассказываем самые интересные факты о лёгком истребителе.
Скриншот с ролика YouTube

Откуда взялся Су-75 Checkmate?

Су-75 Checkmate позиционируется госкорпорацией «Ростех» как лёгкий тактический самолёт (ЛТС). Прототип этого истребителя впервые был представлен 20 июля 2021 года на авиасалоне «МАКС-21» в подмосковном Жуковском. Уже тогда он наделал немало шума у специалистов и любителей авиации. Теперь боевая машина показана официально.

Облик новинки был рассекречен давно благодаря утечкам информации. Конструктивно этот самолёт схож с ранее поступившим в серийное производство Су-57. Но он немного меньше и имеет ряд серьёзных отличий. Су-75 – логичное дополнение к старшему Су-57. Эта пара может захватить оружейный рынок авиации на многие годы вперёд.

Машина Су-75 Checkmate взялась в прямом смысле из ниоткуда и стала полной неожиданностью. Шах и мат в один ход! Как раз это и отражено в названии. Спроектировать Checkmate удалось всего за один год за счёт использования суперкомпьютерных технологий. Но есть и ещё одна причина – техническая.

«Сухой» при проектировании Су-75 использовал модульный подход, подобный тому, который широко применяют автопроизводители. Большинство компонентов новинки позаимствованы у уже выпускаемого собрата. Сам планер имеет схожую стреловидность, однако кромка крыла имеет большие углы и иные управляющие поверхности. Компоновка осталась классической – единственный двигатель «утоплен» в центр планера, фонарь кабины имеет сдвижную конструкцию.

Что ты есть, Су-75 Checkmate?

Су-75 позиционируется на рынке как машина категории Light Tactical Aircraft (LTS), то есть является многоцелевым лёгким истребителем. Для сравнения, его старший брат, Су-57, – тяжёлый истребитель, наследник семейства Sukhoi Flanker.

Несмотря на разный класс, модели Су-75 и Су-57 не слишком друг от друга далеки. Длина Checkmate – порядка 17,5 метров, размах крыльев – 11,8 метров. Для сравнения, длина Су-57 – 20 метров, а размах его крыльев – 14 метров. Checkmate имеет более простое хвостовое оперение и лишь один двигатель вместо двух. Заявленная максимальная скорость – 2 200 км/ч, дальность полёта – 2 800 км. Большая дальность полёта обеспечивается за счёт внешних топливных баков. Боевой радиус – 1 500 километров, на 350 км больше, чем у F-35.

Выпускать Су-75 планируется как минимум в пяти версиях: палубная машина для авианесущих кораблей, штурмовая версия с ракетами «воздух-поверхность», двухместная учебно-боевая «спарка», самолёт-разведчик и беспилотник. В отличие от зарубежных истребителей пятого поколения, российская модель уже готова. Первая экспортная партия может быть собрана в 2025–2026 годах. Из аналогов на рынке пока представлен лишь китайский J-20, который предназначен сугубо для внутреннего применения.

Раскрыто, сколько будет стоить летающий Aurus

На что способен новый истребитель?

Су-75 полностью унифицирован с истребителем Су-57 – вплоть до системы подготовки пилотов. Машина имеет встроенную нейросеть, способную самостоятельно проводить диагностику перед полётом и после его завершения. В бою компьютер берёт пилотирование на себя. Лётчик в это время может сосредоточиться исключительно на применении вооружения.

Checkmate умеет действовать в бою единым «беспилотным роем», а также может работать в связке с пилотируемыми истребителями и дополнять тяжёлые ударные БПЛА «Охотник». Коэффициент малозаметности машины составляет 0,3 – примерно как у F-22 Raptor и F-35. В движение Су-75 приводится новейшим двигателем «Изделие-30» с управлением вектором тяги. Машина изначально ориентирована на экспорт: открытая архитектура позволяет устанавливать на самолёт бортовое оборудование различных производителей.

Оснащение и вооружение

На Checkmate установлен комплекс бортового оборудования пятого поколения с высокими характеристиками помехозащищённости. Имеется встроенный радар с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). Радиолокатор позволяет сопровождать до 30 воздушных целей, одну или две наземных или морских, атаковать до шести воздушных целей одновременно. Это первый в истории российской авиации истребитель с новой системой наведения. Су-75 сможет «стрелять назад» – проводить сбросы ракет в обратную от направления полёта сторону.

Бортовой радиолокатор имеет активную фазированную антенную решётку для электронного управления лучом. Перед кабиной пилота расположена оптическая локационная станция. Под фюзеляжем, чуть правее носовой стойки шасси, находится оптико-электронная прицельная система «КОЭПС-75» разработки УОМЗ. Также могут устанавливаться посадочные и оборонительные оптические станции.

Су-75 Checkmate уже окрестили в народе «летающим автоматом Калашникова». Он очень прост в подготовке к вылету. Встроенная авиационная 30-мм пушка предназначена для боя на минимальных дистанциях. Из собственных вооружений имеются ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». В перспективе машина получит гиперзвуковую крылатую ракету с дальностью пуска около 700 километров, предназначенную для уничтожения наземных и морских целей. Основной отсек может быть сконфигурирован как для размещения трёх ракет «воздух-воздух», так и двух «воздух-земля». Суммарная боевая нагрузка – 7 400 кг.

Сколько стоит?

По официальным данным, стоимость лётного часа на Су-75 Checkmate примерно втрое меньше, чем на американском истребителе пятого поколения F-35 (в случае с «американцем» речь идёт о 35–38 тыс. долларов в час). Стоимость самой машины – порядка 25−30 млн долларов, что вдвое-втрое меньше, чем, к примеру, у американских F-35 и французских Dassault Rafale. На экспорт планируется поставить порядка 300 таких машин.

Автомобильные новости