quto.ru
Опубликовано 05 мая 2010, 16:43

Таксисты в кризис изощряются, чтобы заманить экономных пассажиров

Власти уже который год пытаются вести борьбу с серым рынком извоза, однако их усилия пока привели лишь к повышению цен и усилению конкуренции со стороны "бомбил".

Власти уже который год пытаются вести борьбу с серым рынком извоза, однако их усилия пока привели лишь к повышению цен и усилению конкуренции со стороны "бомбил".
Законопослушным фирмам приходится включать креатив, чтобы заманить пассажиров: желающим спеть подают машину с караоке, а для любителей неформата - такси для секс-меньшинств.

Терра инкогнита

Столичные власти вновь озаботились проблемой нелегального извоза. Закон "О такси в городе Москве", принятый в 2008 году, оказался полностью провальным. Как заявил председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников, вступление его в силу привело лишь к росту цен у нелегальных таксистов, а цивилизованного рынка в городе так и не появилось.

При этом закон предусматривал создание Реестра перевозчиков и служб заказа, налоговые льготы для извозчиков и другие преференции. Сейчас, по словам руководителя столичного департамента транспорта и связи Василия Кичеджи, власти готовят поправки в этот документ, которые, как они надеются, помогут вытеснить нелегалов с улиц города.

,P>"В частности, водителям легальных такси выдадут сертификаты, будет введен институт саморегулирования и серьезная ответственность участников рынка", - заявил Кичеджи. Представители тюменского регионального управления государственного автодорожного надзора также настаивают на том, что необходимо вернуться к лицензированию перевозчиков, и обратились к областным депутатам. Те в свою очередь вышли на Госдуму. Однако пока ответа от законотворцев не было, и тема таксомоторных перевозок остается в России "терра инкогнита".

Теневики традиционно занимают основную часть этого рынка. В Москве, по данным Intesco Research Group, они охватили 83 процента бизнеса, хотя еще четыре года назад контролировали 90 процентов. Как объясняют эксперты, доля немного сократилась благодаря развитию Интернета - большинство легальных таксистов активно работают через сайты. Региональный рынок практически весь "серый".

Столичный рынок оценивается в 3,8-4 миллиарда долларов, региональный - в 13-15 миллиардов долларов. Однако российский бюджет налоговых отчислений от этой отрасли практически не видит, хотя мог бы неплохо пополняться за счет извозчиков.

Отрасль сейчас практически неуправляема и регулируется самими участниками. В регионах легальные таксисты уже давно не заезжают, к примеру, на привокзальные площади, рискуя получить проколотые колеса или, хуже того, испорченную внешность. От борьбы за место под солнцем легальных перевозчиков с "бомбилами" больше всего страдают пассажиры. К примеру, в Тюмени случалось, что людей вытаскивали из салонов вызванного такси и выбрасывали из багажника вещи.

Рынок "посерел"

С кризисом региональные таксисты почувствовали усиление конкуренции на рынке со стороны нелегалов. Одни подрабатывают, пока задерживают зарплату, другие вовсе потеряли работу. К тому же заработок в этом бизнесе неплохой. В столице средний доход таксиста, который получает заказы через диспетчерскую, - 40-50 тысяч рублей. Но из них он оплачивает ремонт авто и налоги. Те, кто получает в таксопарке машину в аренду, отдает в месяц около 20 тысяч, остальное - себе в карман. И автомобиль ремонтировать за свой счет не нужно.

Председатель воронежской Гильдии добросовестных перевозчиков Андрей Смикалов говорит и о другой причине увеличения количества "бомбил" - водители уходят из легальных парков, но "шашечки" оставляют. Бороться с этим власти не могут. Как говорят в ГИБДД, никакого наказания за самовольную установку "шашечек" не предусмотрено. И хотя зарегистрированных таксофирм меньше не становится, оставшегося количества машин не хватает - и клиенты начинают жаловаться, говорит Андрей Смикалов.

Однако хозяева автопарков за помощью к государству не обращаются и не пользуются довольно обширными мерами поддержки малого и среднего бизнеса.
"Предприниматели обращались к нам за консультациями, но за субсидиями - никогда", - пояснили "РГ" в департаменте экономики мэрии Красноярска. Специалисты считают, что причина одна - значительная часть представителей легального бизнеса не чиста на руку. Если предприниматель получит деньги от государства, его будут контролировать, а этого не хотят. В Воронеже, к примеру, в таксоотрасли официально работают 33 организации и 602 индивидуальных предпринимателя. Но там зачастую диспетчерские службы просто рекламируют себя как такси и передают заказы знакомым водителям с личным авто и "бомбилам".

Постоянным клиентам - скидки

В целом все российские перевозчики сетуют на падение спроса. К примеру, по оценкам екатеринбургских экспертов, во время кризиса поток клиентов в этом регионе упал на треть. Хотя последние месяцы ситуация потихоньку стала выравниваться.

Стоимость услуг перевозки за последний год резко не росла, несмотря на подорожание бензина - если повышать тарифы, клиентов станет еще меньше. Средняя цена поездки на такси в России сильно колеблется. В Воронеже это 6 рублей за километр, в Красноярске - 11-15 рублей, а в Екатеринбурге - 18 - 20 рублей. Причем в регионах зачастую берут деньги не только за километраж, но и за посадку - от 50 до 120 рублей сверху. Зависит от расстояния.

В Москве услуги водителя авто экономкласса стоят 300-350 рублей за полчаса поездки. Бизнес-класс обойдется уже на 100-150 рублей дороже. Сейчас, по оценкам экспертов, таксисты стараются не только снизить цены, но и предоставлять скидки постоянным клиентам - конкуренция высокая.

Чтобы заманить неохотливых пассажиров, российские таксисты стали предоставлять дополнительные услуги. Перевозкой документов и подарков теперь уже никого не удивить, так же как и услугой "трезвый водитель".

В Тюмени таксисты привозят на дом и лекарства по заказу, а в Воронеже VIP-клиентам предлагают минералку, зонт в непогоду и бесплатную мобильную связь прямо в машине. "Веселые" клиенты могут арендовать микроавтобус с караоке.

Самый экзотичный в России вид такси появился в Екатеринбурге - авто для секс-меньшинств. Они отличаются от обычных более высокой ценой и особым "подходом": водитель не будет "пытать" пассажиров разухабистым шансоном и пристально следить за поведением клиентов на заднем сиденье. Хотя, откровенно говоря, от такого "подхода" не отказались бы и традиционно ориентированные россияне.

Кстати

Некоторые столичные таксопарки недавно начали страховать жизнь своих пассажиров. В случае аварии или других эксцессов пассажир сможет рассчитывать на солидную компенсацию. Однако ни "бомбилы", ни региональные официальные таксисты вопросом страховки не озадачиваются.

Scriptio: Александр Григоренко, Дарья Кезина, Мария Жебит, Ольга Бабанова, Татьяна Ткачева, Элина Труханова.

Автомобильные новости