quto.ru
Опубликовано 15 марта 2022, 08:00
7 мин.

Старше нас всех: самая возрастная техника российской армии

Вертолеты, бронетранспортеры и другая техника, которая служит стране дольше, чем вы думаете
«Да я стар, но не бесполезен», говорил Арнольд Шварценеггер в фильме «Терминатор: Генензис». В Российской армии на сегодняшний день также есть немало образцов военной техники, которая несет вахту уже десятилетиями. И которая при этом отнюдь не бесполезна. Не поверите: самый старый экземпляр из этой подборки успел послужить ещё в царской России. Впрочем, и остальные многое повидали...
БТР-82
Vitaly V. Kuzmin / vitalykuzmin.net

Вертолет Ми-24

В это сложно поверить, но основной ударный вертолет Ми-24, именуемый в войсках «крокодилом», впервые поднялся в воздух более полувека назад. И ровно полвека назад, в 1972 году, первые винтокрылые «летающие БМП» начали поступать в войска. На тот момент в мире ничего подобного не было, хотя первые ударные вертолеты появились у американцев ещё во Вьетнаме.

Старше нас всех: самая возрастная техника российской армии

Однако до сих пор ни один ударный вертолет в мире не может брать на борт 8 солдат в полном снаряжении. При этом по своим ударным возможностям Ми-24 может поспорить практически с любым оппонентом. За долгие годы серийного производства Ми-24 постоянно совершенствовался, получал новое оружие, двигатели, авионику, а от некоторых неудачных решений, таких как первоначальная кабина оператора и пилота — отказывались.

Несмотря полную массу в 11,5 тонны, Ми-24 является одним из самых скоростных вертолетов в мире и может разгоняться до 350 км/ч. Неудивительно, что на счету Ми-24 несколько мировых рекордов. Например его облегченная модификация А-10 установила семь мировых рекордов и смогла разогнаться в 1975 году до 369 км/ч, что даже по меркам современности является очень хорошим показателем.

Но Ми-24 создавался не для рекордов, а для войны, и за свою жизнь ему пришлось поучаствовать в десятках конфликтах. Самым тяжелым из них стала Афганская война, которую Ми-24 прошел «от звонка до звонка», продемонстрировав высокие боевые качества. К сожалению, пришлось Ми-24 повоевать и в небе той страны, которую он должен был защищать, но которая в 1991 году распалась на 15 отдельных государств — и во многих из них по сей день не прекращаются воруженные конфликты разной интенсивности.

К Ми-24 присматривались и продолжают присматриваться многие зарубежные армии, и он неплохо экспортировался как в советское время, так и в постсоветское. Достаточно сказать, что многие страны мира именно благодаря Ми-24, экспортная версия которого называется Ми-35, впервые познакомились с возможностями ударных вертолетов. Несмотря на то, что в Российской армии давно служат более молодые вертолеты Ми-28 и Ка-52, ветеран Ми-24 по-прежнему находится в боевом строю, так как он «стар, но не бесполезен».

Реактивная система залпового огня БМ-12 «Град»

Ещё более пожилой, чем Ми-24 является реактивная система залпового огня БМ-12 «Град» поступившая на вооружение Советской армии в 1963 году, а после 1991 года оказавшаяся в армиях стран СНГ, включая российскую. «Град» имеет 40 труб-направляющих калибром 122 мм и, в зависимости от типа используемой ракеты, способен вести огонь на дальность 42 километра. Система устанавливалась на шасси грузовика Урал-357Д, но также нередко использовалось другое шасси, особенно в тех странах, куда она экспортировалась.

Старше нас всех: самая возрастная техника российской армии

Впервые «Град» открыл огонь по противнику в марте 1969 года во время советско-китайского конфликта на острове Даманский и по свидетельству очевидцев, именно использование этой системы заставило китайских нарушителей границы прекратить попытки захвата советской территории. В дальнейшем «Град» ждала Афганская война и множество других конфликтов по всему миру, включая конфликты на территории экс-СССР.

К моменту окончания Афганской войны было ясно, что данная реактивная система по некоторым параметрам уже не соответствует запросам времени. Но её высочайшие боевые качества не позволяли безоговорочно отправить её на пенсию, поэтому было решено её модернизировать. Так на свет появилась РСЗО 2Б17 «Торнадо-Г» которая с 2012 года поступает в Российскую армию.

Внешне обе системы практически неотличимы и что «Град», что «Торнадо-Г» имеют по 40 направляющих калибра 122 мм. Вместе с тем номенклатура боеприпасов для «Торнадо-Г» значительно расширена, при этом система может использовать и все типы старых боеприпасов. Модернизация привела к отказу от третьего члена экипажа, появлению улучшенной системы управления огнем, сокращению времени боевого развертывания и использованию современных автомобилей вместо древнего Урала-357Д. Несмотря на свой возраст, система залпового огня БМ-12 «Град» остается на вооружении армий многих стран и прослужит ещё не одно десятилетие. Как и его модернизированная версия 2Б17 «Торнадо-Г».

Штурмовик Су-25

Так получилось, что основной штурмовик Советской и Российской армии — Су-25, государственные испытания проходил не только на полигонах, а на самой настоящей войне. Ещё до официального принятия на вооружение, в 1980 году первые предсерийные Су-25 были отправлены в Афганистан. И только через год штурмовик был официально принят на вооружение.

Старше нас всех: самая возрастная техника российской армии

Создание этой бронированной, дозвуковой машины началось в середине семидесятых годов, и практически «с пелёнок» ей пришлось воевать, да ещё в сложнейших афганских условиях. К Су-25 сразу же проявили интерес как союзники СССР, так и другие страны. Очень быстро начались экспортные поставки. Так как Су-25 был самолетом поля боя, то есть должен был наносить удары с малых и даже предельно малых высот, все жизненно важные узлы, топливные баки и двигатели защитили броней. В своеобразной капсуле из титана и бронестекол находился и пилот. В Афганистане штурмовики нередко получали весьма серьезные повреждения от зенитного огня, но возвращались на свои аэродромы.

На десяти узлах подвески размещались неуправляемые и управляемые ракеты, авиабомбы и высокоточные боеприпасы общим весом до 4,5 тонны. Также Су-25 был вооружен двуствольной 30-миллиметровой пушкой. Максимальная скорость штурмовика составляет 950 км/ч, дальность полета 1950 километров, потолок — 8000 метров. Самолет участвовал и продолжает участвовать во многих военных конфликтах и какое-то время ещё будет оставаться в составе российских ВКС.

Однако концепция классического штурмовика уже признана устаревшей, так как его задачи могут выполнять беспилотники, ударные вертолеты и фронтовые бомбардировщики. Впрочем, это не означает, что Су-25 скоро отправят на пенсию — этот самолет будет востребован ещё минимум несколько лет.

Бронетранспортер БТР-82

Принятый на вооружение Российской армии в 2013 году колесный бронетранспортер БТР-82 формально считается относительно новой боевой машиной, но на самом деле он является улучшенной версией БТР-80 образца 1984 года. Который, в свою очередь, является модернизацией БТР-70, принятого на вооружение Советской армии в 1976 году.

БТР-82

БТР-82

© Vitaly V. Kuzmin / vitalykuzmin.net

Главным отличием БТР-82 от предшественников является необитаемый боевой модуль с 30-миллиметровой автоматической пушкой, что кратно повысило огневую мощь машины по сравнению с БТР-70/80, имевших на вооружении пулемет калибра 14,5 мм. Также у БТР-82 была доработана противоминная защита, боевое отделение защитили противоосколочным покрытие бортов и противоминными матами, кресла десанта сделаны энергопоглощающими, что позволит снизить действие ударной волны при подрыве на мине.

Более надежной стала ходовая часть, улучшилась проходимость, попутно машина обзавелась кондиционером. Если БТР-70 весил 11,5 тонны, то БТР-82 весит на три тонны больше — такова плата за многочисленные улучшения. Однако установка 300-сильного дизельного двигателя позволила сохранить характеристики на уровне более легкого БТР-80 — максимальная скорость на шоссе составляет 80 км/ч, а на плаву — 10 км/ч. А дальность хода даже выросла на 100 километров по сравнению с предшественником, который мог проехать на одной заправке 500 км.

Вместе с тем все врожденные недостатки БТР-70/80, отмеченные ещё в ходе Афганской войны и других многочисленных конфликтов, достались в наследство и БТР-82. В первую очередь это тонкая лобовая и бортовая броня, плоское днище, которое не может эффективно защитить экипаж и десант от взрыва мин и неудобные десантные люки в бортах. Несмотря на все модернизации, БТР-82 остается бронетранспортером разработки начала семидесятых годов прошлого века, когда принципы конструирования колесных боевых машин заметно отличались от современных. Тем не менее, БТР-82 будет оставаться одним из основных бронетранспортеров российской армии ещё долгие годы, вплоть до полной его замены новейшими боевыми машинами «Бумеранг».

Спасательное судно «Коммуна»

Абсолютным рекордсменом по долголетию является спасательное судно Черноморского флота «Коммуна», вошедшее в строй ещё в 1915 году под именем «Волхов». Судно катамаранного типа водоизмещением 3100 тонн и длиной 96 метров, было построено в 1912–1915 годах петербургской Путиловской верфью, в годы Первой мировой войны служило на Балтийском флоте и использовалось не по своему прямому назначению, а как база снабжения подводных лодок.

Старше нас всех: самая возрастная техника российской армии

Но уже в 1917 году «Волхов» поднял затонувшие подводные лодки «Единорог» и АГ-15. В 1922 году корабль получил новое имя — «Коммуна», и в 1928 году поднял английскую подводную лодку L-55, потопленную советскими эсминцами в годы Гражданской войны. Подъём этой лодки позволил не только ввести её в состав ВМФ СССР, но и ознакомиться с особенностями её конструкции советским корабелам. После этого «Коммуна» подняла ещё три затонувшие подводные лодки, а в 1967 году корабль перешел с Балтики на Чёрное море.

К тому времени судно фактически утратило своё первоначальное назначение, так как размеры и водоизмещение субмарин к началу шестидесятых годов выросли настолько, что превзошли размеры самого судна-спасателя. Однако отправлять на металлолом «Коммуну» никто не спешил, тем более что несмотря на преклонный возраст корабля, состояние его корпуса было на удивление хорошим. «Коммуну» оснастили новыми дизельными двигателями мощностью 1200 л.с., современной гидроакустической аппаратурой — и она была способна дальше оставаться в строю, правда, скорее как судно для поиска и обнаружения подводных объектов, чем как судно-спасатель. За свою долгую жизнь этот уникальный корабль ходил под Андреевским флагом, потом под флагом советского ВМФ, а затем опять под Андреевским — и в настоящее время является самым старым кораблём из находящихся в военно-морских флотах. Но, как мы знаем, старый — не значит бесполезный!

Автомобильные новости