quto.ru
Опубликовано 04 сентября 2021, 07:31
9 мин.

Вечные чемпионы: самое большое оружие в мире

Оно могло напугать любого противника.
Среди разнообразных образцов оружия всегда будут свои «чемпионы». Кто-то самый быстрый, кто-то самый дорогой, кто-то самый тяжелый, но мы поговорим о самых крупных.

Самая огромная пушка в мире

Когда весной 1453 года армия турецкого султана Мехмета II осадила Константинополь, успеху осады способствовало применение сверхтяжелых, по меркам тех времен, артиллерийских орудий. Именно с помощью пушек, стрелявших каменными ядрами массой 600 кг, туркам удалось разрушить неприступные стены византийской столицы и завоевать город. С тех пор во многих странах создавались орудия больших калибров – можно вспомнить и знаменитую отечественную «Царь-пушку». Но настоящей королевой артиллерии стало немецкое орудие Dora. Эта гигантская сверхтяжелая пушка была разработана фирмой Krupp в 1936–1937 годах (было изготовлено два орудия, получивших имена Dora и Gustav). До сих пор эти пушки остаются самыми большими в мире и останутся в этом статусе навсегда.

Вечные чемпионы: самое большое оружие в мире

Оба орудия предназначались для уничтожения укреплений французской линии Мажино, но в 1940 году вермахт попросту обошел французские укрепления, так что немецкие супер-пушки пришлось использовать в войне против СССР. Каждое орудие базировалось на железнодорожной платформе, причем приходилось прокладывать сразу две параллельных колеи. Вес всей установки составлял 1350 тонн, а тело 807-мм орудия длиной 32,4 метра весило 400 тонн. Для сравнения орудие весило больше, чем миноносец времен русско-японской войны!

Вечные чемпионы: самое большое оружие в мире

Фирма Krupp разработала и выпускала два типа снарядов: фугасный, весом 4,8 тонны и бетонобойной, весом 7,1 тонны. Последний мог пробить броню толщиной 1 метр или слой бетона толщиной 7 метров. Пороховой заряд массой 900 кг выстреливал бетонобойный снаряд на дальность 35 км, а фугасный – на 48 км. Всего было изготовлено чуть больше сотни снарядов калибра 807 мм. Расчет самого орудия состоял из 250 человек, но общая численность обслуживающего персонала могла достигать 4000 человек!

Для перевозки артиллерийской установки, боеприпасов и персонала требовалось 106 вагонов, подготовка позиции с прокладкой двухпутной железной дороги могла занимать до 2,5 месяцев, на сборку пушки требовалось трое суток. Стоит отметить, что помимо расчета и обслуживающего персонала, привлекался ещё дивизион ПВО и истребительное прикрытие. Мало того, что Dora и Gustav сами по себе были очень дорогостоящими изделиями, так и их эксплуатация требовала огромных сил и средств.

Первое боевое применение «Доры» произошло под Севастополем в июне 1942 года. После почти двухмесячных подготовительных работ немецкая пушка открыла огонь по осажденному Севастополю 5 июня 1942 года с дистанции 25 километров. За несколько дней было выпущено 48 снарядов, но только пять из них поразили цель. Все остальные снаряды особого ущерба обороняющимся не нанесли, зато «Доре» потребовался ремонт ствола орудия, и она убыла на завод-изготовитель.

Вечные чемпионы: самое большое оружие в мире

В следующий раз супер-пушка открыла огонь только осенью 1944 года по восставшей Варшаве и выпустила 30 снарядов. Также без особого успеха. Немецкие генералы, наблюдавшие за стрельбой пушки ещё в Севастополе, пришли к выводу, что «Дора» не продемонстрировала ничего выдающегося, а в большинстве случаев бомбардировочная авиация способна действовать более эффективно и с куда меньшими затратами. К этому же выводу пришли после войны и советские специалисты, изучив трофейные немецкие супер-пушки. Чудовищно дорогие Dora и Gustav показали невысокую боевую эффективность и стали наглядным примером гигантомании и попыткой создать «чудо-оружие».

Самый большой танк

Точно таким же «чудо-оружием» замышлялся и сверхтяжелый немецкий танк Pz.VIII Maus – самый большой танк из когда-либо созданных. Как и в случае с пушками Dora и Gustav, заказчиком сверхтяжелого «Мышонка» выступил Адольф Гитлер.

Вечные чемпионы: самое большое оружие в мире

Несмотря на то, что Maus разрабатывал Фердинанд Порше, он изначально представлял собой тупиковый проект. Фактически это был не танк, а самоходный противотанковый форт. Вот почему «Мышонок» получил две пушки калибра 128 мм и 75 мм, каждая из которых должна была уничтожать свой тип танков. 128 миллиметровая – советские тяжелые самоходки ИСУ-152 и тяжелые танки ИС-2, а 75 миллиметровая, позаимствованная у «Пантеры» – Т-34 и другую бронетехнику. На бумаге всё выглядело логично, вот только Maus весил 182 тонны, на хорошей дороге разгонялся всего до 20 км/ч, а о преодолении водных преград или перевозке по железной дороге речь вообще не шла. В ходовой части Порше использовал электромоторы, а генератором служил 1800-сильный бензиновый турбомотор. То есть «Мышонок» фактически был гибридным танком.

Вечные чемпионы: самое большое оружие в мире

Лоб корпуса прикрывала 200 миллиметровая броня, башня защищалась уже 250-миллиметровыми броневыми плитами. Для большинства пушек «Мышонок» был неуязвим. Но если шанс пробить Maus бронебойным снарядом из 85-миллиметровой пушки Т-34 или 122-миллиметровой пушки ИС-2 был небольшим, то не исключалось использование других средств, например, 152-миллиметровой пушки самоходки ИСУ-152, кумулятивных снарядов или авиабомб. В случае подрыва на мине Maus оставалось только бросить, потому что эвакуировать 182-тонную машину было нереально. Весьма неуютно чувствовал себя экипаж, находясь в окружении бензина – баки «Мышонка» вмещали 3200 литров топлива. Ну а цена Maus приводила в бешенство немецких генералов, которым всю войну не хватало танков, а тут миллионы марок были выброшены на изначально тупиковый проект.

Принять участие в боевых действиях Maus не успел, так как до конца войны не смог завершить положенный цикл испытаний и стал трофеем Красной Армии. В настоящее время в Кубинке демонстрируется единственный сохранившийся «Мышонок» – самый большой и бесполезный танк за всю историю мирового танкостроения.

Самый большой военный корабль

После русско-японской войны началась так называемая «дредноутная гонка»: Англия, Германия, Франция, США и другие страны соревновались, кто построит самые мощные линкоры. Так на свет появились огромные линкоры, но только Япония смогла построить два мега-линкора, которые могли в одиночку сражаться сразу против нескольких противников. Речь идет о кораблях класса Yamato – самых мощных артиллерийских кораблях за всю историю человечества.

Вечные чемпионы: самое большое оружие в мире

Строительство этих кораблей началось в обстановке строжайшей секретности в 1937 году, первый линкор Yamato вступил в строй в 1941 году, а его собрат Musashi годом позже. Водоизмещение бронированных гигантов достигало 72 800 тонн, длина – 263 метра, ширина – 39 метров, борта защищал броневой пояс толщиной 410 миллиметров, а башни – 650 миллиметров. Японские мега-линкоры вооружались девятью орудиями калибра 460 миллиметров, способными поражать противника на дальности 42 км. Ствол каждого 21-метрового орудия весил более 150 тонн, а масса каждого снаряда составляла почти полторы тонны.

Затратив колоссальные деньги на строительство Yamato и Musashi, Япония так и не получила «чуда-оружия». Во Второй мировой войне линкоры показали если и не полную бесполезность, то уж точно больше не претендовали на роль главной ударной силы флота. На первые роли вышли авианосцы, которые могли атаковать противника самолетами, не вступая с ним в контакт. И первые же сражения между японским и американским флотом доказали превосходство авианосцев над всеми другими кораблями, включая линкоры.

Линкор «Ямато» после бомбовой атаки в море Сибуян. 24 октября 1944 года

Линкор «Ямато» после бомбовой атаки в море Сибуян. 24 октября 1944 года

Всё это привело к тому, что третий корабль этого класса по имени Shinano был достроен не как линкор, а как авианосец. Но повоевать ему не удалось, так как 29 ноября 1944 года он был потоплен американской подводной лодкой. Ещё раньше – 24 октября того же года, линкор Musashi стал жертвой американских бомбардировщиков и торпедоносцев, которые после нескольких атак отправили его на дно. Правда, повозиться американским летчикам пришлось изрядно – Musashi затонул только после попадания 20 бомб и 11 торпед.

Гибель линкора «Ямато» 7 апреля 1945 года

Гибель линкора «Ямато» 7 апреля 1945 года

31 августа 1945 года в аналогичных условиях погиб и Yamato. Американские палубные самолеты потопили его, добившись попаданий 23 бомб и десяти торпед. Несмотря на то, что зенитная артиллерия японских кораблей в совокупности сбила и повредила около тридцати американских самолетов, их стоимость не шла ни в какое сравнение с ценой двух мега-линкоров. Которые оказались сверхдорогими, но практически бесполезными кораблями, не причинившие за годы войны серьезного ущерба противнику. Не случайно, что после окончания Второй мировой войны все страны дружно отказались от строительства новых линкоров.

Самый большой истребитель

Ещё со времен Первой мировой войны сложился облик самолета-истребителя, который должен быть небольшим, маневренным и скоростным. Все эти качества делали истребители королями неба. Многие страны нередко отходили от общепринятых канонов, но только в СССР в конце 50-х годов прошлого века разработали истребитель-перехватчик, который нарушил едва ли не все общепринятые каноны. А по размерам мог соперничать с бомбардировщиками.

Вечные чемпионы: самое большое оружие в мире

Речь идет о Ту-128, поступившем на вооружение частей ПВО в 1965 году. Вообще-то ОКБ Туполева всегда специализировалось на создании либо бомбардировщиков, либо пассажирских самолетов, а истребители строили ОКБ Яковлева, Лавочкина, Микояна и Сухого. Однако военным приглянулся проект фронтового бомбардировщика Ту-24, который, по их рекомендациям, вскоре был переделан в истребитель Ту-128.

Вечные чемпионы: самое большое оружие в мире

Двухместный перехватчик весил 43,7 тонны, развивал максимальную скорость 1900 км/ч и вооружался всего четырьмя ракетами «воздух-воздух». Длина Ту-128 составляла 30 метров, размах крыльев – 17 метров. Для сравнения перехватчик Су-15 был на восемь метров короче, а размах крыльев составлял 9,3 метра. Особых плюсов у Ту-128 не было, зато минусов хоть отбавляй. Он не выдерживал больших перегрузок, следовательно, не был приспособлен для ведения воздушного боя, его эксплуатация была сравнима по стоимости с эксплуатацией бомбардировщиков, небольшая максимальная скорость не позволяла догнать и перехватить высокоскоростную цель, кроме того, очень быстро появились куда более совершенные перехватчики, например, тот же Су-15 и МиГ-25. Поэтому было выпущено всего 188 Ту-128 и по мере выработки ресурса их без особого сожаления списывали, заменяя более современными перехватчиками. За годы службы Ту-128, в отличие от Су-15 и МиГ-25, в перехватах и уж тем более в боевых действиях не участвовал, но вошел в историю как самый большой истребитель-перехватчик в мире.

Самая большая подводная лодка

К «вечным чемпионам» стоит отнести и советские атомные стратегические подводные крейсера типа «Акула» (проект 941). Разработка этих огромных подлодок началась в начале семидесятых годов прошлого века, а первая субмарина была заложена в Северодвинске в 1976 году.

Вечные чемпионы: самое большое оружие в мире

Длина подводной лодки составляет 172 метра, ширина – 23,3 метра, надводное водоизмещение 23 000 тонн, подводное – 48 000 тонн. Каждый из двух ядерных реакторов питает энергией свою турбинную установку, развивающую мощность в 50 000 л.с., что позволяет лодке в подводном положении разгоняться до 25 узлов или 46,3 км/ч. Главное оружие субмарины – 20 межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Даже находясь в своей базе, подлодка может «достать» противника своими ракетами, благо что дальность стрельбы в 8300 километров позволяет это сделать. Кроме того, субмарина оснащена шестью торпедными аппаратами и может действовать как классическая подлодка, уничтожая надводные цели.

Вечные чемпионы: самое большое оружие в мире

С 1980 по 1989 годы были построены шесть подлодок проекта 941, достройка седьмой лодки прекращена из-за изменившейся международной обстановки. Мало того, в 90-х годах три подлодки были утилизированы. В настоящее время рассматривается вопрос о дальнейшей эксплуатации подводных ракетоносцев класса «Акула». Во всем мире за последние десятилетия наметилась тенденция к созданию стратегических подлодок «средних» размеров, вооружение которых составляет не более 16 баллистических ракет, так что вряд ли кто-то в будущем будет строить сверхдорогие субмарины-гиганты. Это означает, что советские подлодки класса «Акула» так навсегда и останутся самыми большими в мире подводными ракетоносцами.

Автомобильные новости