Опубликовано 10 мая 2023, 23:02
3 мин.

Всплывающие фары: забытая дизайнерская икона автомобилестроения

Культовый стиль больше не встречается на современных автомобилях
Стиль, который мы потеряли: легендарные всплывающие фары. По мере развития автомобильной промышленности сменялись тренды на дизайнерские решения. Например, в 80-е годы было модно создавать автомобили с угловатыми и коробчатыми дизайнами, а в 90-е на смену пришли плавные и округлые формы. Всплывающие фары — тренд, который был популярен с 70-х по 90-е гг. Они устанавливались на спортивные модели и суперкары, например, они были отличительной чертой Mazda MX-5 Miata, Lamborghini Countach и Mazda RX-7, а также Pontiac Fiero, Ford Probe и Chevrolet Corvette С5. Несмотря на популярность и способность заставить поклонников упасть в обморок, всплывающие фары исчезли в конце 90-х годов.
Lamborghini

История всплывающих фар

Эта функция, которая изначально называлась «скрытые фары», появилась ещё в 1930-х годах. В патенте на эту конструкцию изобретателем указан Х.Т. Эймс, который был президентом компании Duesenberg. Однако Эймс не был изобретателем. Во время работы в компании Duesenberg Эймс нанял Гордона Бюрига в качестве дизайнера, который разработал несколько автомобилей для марки. Модели Duesenberg Model J и Cord 810 были первыми автомобилями со всплывающими фарами.

Конструкция спрятанных фар была придумана ради улучшения аэродинамики: когда фары не нужны, они складываются, создавая более гладкий и аэродинамичный силуэт. Но в действительности эти преимущества были незначительными. Однако «безглазый» внешний вид сильно отличал автомобили от конкурентов.

Своего пика всплывающие фары достигли в 70-х годах. Конструкция стала популярной из-за требований к высоте оптики в те годы. Согласно правилам, высота фар должна была превышать желаемую высоту спортивного автомобиля с низкой посадкой. Чтобы обойти это требование, не увеличивая высоту автомобиля, автопроизводители вспомнили о технологии 30-х гг. и подняли фары.

Всплывающие фары: забытая дизайнерская икона автомобилестроения

© Mazda

Популярность всплывающих фар

В наши дни откидные фары занимают особое место в сердцах большинства автолюбителей. Отчасти это связано с тем, что сейчас не производят автомобили со скрытыми фарами, поэтому классические спортивные модели с дизайнерским решением так привлекают и бередят душу поклонников. Но главная причина популярности заключается в том, что они будто оживляют автомобили. Эффект век придавал автомобилям человекоподобный облик. В эпоху всплывающих фар водители часто «подмигивали» другим автомобилям.

Дизайн всплывающих фар был очень характерен для своего времени, и поэтому, как только мимо проезжает автомобиль с подобной оптикой, сразу становится понятно, к какой эпохе он относится. Модели легко идентифицировать, и именно это помогает им становиться знаковыми.

Всплывающие фары: забытая дизайнерская икона автомобилестроения

© Chevrolet

Почему всплывающие фары больше не в моде

Стили меняются, и для автомобильной промышленности важно идти в ногу со временем. Из-за меняющихся потребностей потребителей, производственных затрат и меняющихся стандартов безопасности производителям стало нецелесообразно продолжать оснащать автомобили «человеческими глазами». Последними серийными автомобилями, на которых были установлены всплывающие фары, стали Chevrolet Corvette (C5) и Lotus Esprit в 2004 году.

Основной причиной их исчезновения стали меняющиеся правила безопасности. Забота о пешеходах была ужесточена, автомобили должны были иметь безопасную переднюю часть. Разработка всплывающих фар, которые соответствовали бы этим новым стандартам, была слишком сложной. По той же причине с капотов автомобилей исчезли маскоты — фигурки, размещённые на «носу».

Всплывающие фары по-прежнему законны, с юридической точки зрения производителям ничего не мешает выпускать автомобили с оригинальной оптикой. Поэтому теоретически есть надежда на возвращение всплывающих фар в современных автомобилях. Но скорее всего, если это и произойдёт, то это будут ограниченные серии, вдохновлённые ранними эпохами, а не серийное массовое производство.

Автомобильные новости