quto.ru
Опубликовано 06 сентября 2021, 21:14
4 мин.

Ядерный поезд-призрак СССР: американцы боялись его как огня

Вспоминаем уникальное оружие Советского Союза, которое, к счастью так и не удалось применить.
А ведь в годы Холодной войны могло случиться непоправимое. Воображение рисует страшные кадры, навсегда меняющие наш мир. Неприметный с виду железнодорожный состав, следующий где-то среди красноярских лесов, резко останавливается. Из вагонов выдвигаются упоры. Половинки крыши расходятся в стороны и обнажают страшный груз — баллистические межконтинентальные ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец». Предстартовая суета, нажатие необходимых клавиш, отлаженные до автоматизма действия и сумятица в душе. Снаряд занимает вертикальное положение. «Поезд номер ноль», как его называли в СССР, готов нанести удар…
George Shuklin / Wikipedia.com

Было бы несправедливо называть ядерного призрака стопроцентно отечественным изобретением. К моменту подписания Советами приказа «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» в 1969 году американцы отказались от собственной концепции оружия массового поражения железнодорожного базирования. Первую в мире твердотопливную и одну из самых массовых межконтинентальных баллистических ракет LGM-30 Minuteman хотели размещать на мобильных платформах и даже успели разработать прототипы для транспортировки пяти МБР. Проект закрыли еще в начале шестидесятых после подсчета стоимость разработки и изготовления трех десятков спецпоездов со 150 «ополченцами».

Потенциал идеи полностью раскрыли наши специалисты. Более того, уникальный комплекс приняли на вооружение! Но обо всем по порядку.

Гениальная идея и масса проблем

Создание монстра поручили бюро «Южное» имени М. К. Янгеля, ведущему и крупнейшему в СССР научному и конструкторскому ракетному центру. Проект возглавляли братья Уткины — Владимир Федорович занимался разработкой ракеты, а Алексей Федорович создавал стартовый комплекс и вагоны для очень нетипичного груза.

Советское правительство поставило перед инженерами грандиозную задачу, щедро приправленную гигантским ворохом инженерных проблем. Снаряд с десятью термоядерными боеголовками мощностью полтысячи килотонн просто так не помещался в обычный вагон. Его длина со всей начинкой не должна была превышать 24 метров. При этом в стране не производились настолько компактные баллистические ракеты.

Ядерный поезд-призрак СССР: американцы боялись его как огня

© Vitaly V. Kuzmin / Wikipedia.com

Вес каждого «Молодца» вместе с пусковой установкой сильно превышал сотню тонн и заставлял всерьез обеспокоиться за сохранность дорожного полотна во время движения и, особенно, при старте ракеты, когда нагрузка на состав и элементы инфраструктуры огромна.

Уникальные решения

Для транспортировки спроектировали отсеки грузоподъемностью 135 тонн. Непримечательные снаружи они получили восемь, а не четыре пар колес и раздвижную крышу. Боевой железнодорожный ракетный комплекс, как и мирный поезд, состоял из семнадцати вагонов, но в целях конспирации они выглядели стандартными пассажирскими и рефрижераторными.

Ракета железнодорожного базирования тоже получилась не совсем обычной, а своего рода трансформером. Обтекатель головной части имеет изменяемую геометрию, благодаря чему РТ-23 УТТХ удалось втиснуть в ограниченное пространство. Масса трехвагонных пусковых модулей вынудила применить разгрузочные устройства для перераспределения части веса на соседние секции.

Ядерный поезд-призрак СССР: американцы боялись его как огня

© Vitaly V. Kuzmin / Wikipedia.com

Поезд-призрак включал в себя три шестиосных магистральных тепловоза ДМ62 мощностью 2000 л.с., командный модуль из семи вагонов, цистерну с топливом. Запас продовольствия, воды и горючего позволял находиться в 28-дневном автономном «плавании». Каждый состав обслуживали семьдесят человек.

Еще один интересный факт — цена. В 1985 году одна ракета РТ-23 УТТХ «Молодец» обходилась государству в 22 миллиона рублей!

За мгновения до Апокалипсиса

Все процедуры, начиная получением команды Генерального штаба и до запуска ракеты, занимали максимум три минуты. Поезд останавливался в любом месте. Из вагонов выползали гидравлические упоры для придания устойчивости. Специальные манипуляторы раздвигали и закорачивали контактные провода контактной сети чтобы уберечь их от пламени из ракетного сопла. Пусковой модуль оживал и принимал вертикальное положение.

Боковые выдвижные опоры и устройство отведения и закорачивания контактной сети

Боковые выдвижные опоры и устройство отведения и закорачивания контактной сети

© George Shuklin / Wikipedia.com

Струя маршевого агрегата во время запуска ракеты представлял угрозу для комплекса и железнодорожного полотна, поэтому старт сделали минометным. Сперва пороховой заряд подбрасывал снаряд на двадцатиметровую высоту, после чего производилось отклонение в сторону от состава и лишь затем активировался маршевый двигатель.

Постановка на боевое дежурство и завершение службы

Ракету приняли на вооружение в конце восьмидесятых годов. Карьера «поезда номер ноль» началась примерно в те же сроки. Этому предшествовали длительные испытания. РТ-23 УТТХ тестировали с февраля 1985 по 22 декабря 1987-го и провели 32 пуска. Ядерный состав совершил 18 выходов на испытания, в течение которых намотал свыше 400 тысяч километров по всей стране. После постановки на вооружение в боевой дозор отправились двенадцать поездов костромской, пермской и красноярской ракетных дивизий.

Defense Threat Reduction Agency FOIA / Wikipedia

Defense Threat Reduction Agency FOIA / Wikipedia

Ракетоносцы оставались невидимками для американских спутников-шпионов. Они сливался с «транспортным потоком» и отследить их среди других поездов было крайне проблематично. Призраки, готовые в любой момент нанести удар из любой точки огромной страны, здорово нервировали генералов «потенциального противника». Впрочем, волнение продолжалось недолго.

Договоренности между СССР и западными странами начала девяностых годов ограничивали передвижение суперпоездов. Они могли ходить лишь по отдельным маршрутам в районе постоянной дислокации и не имели прав нести патрулирование по всей железнодорожной сети страны.

В январе 1993-го Борис Ельцин и Джордж Буш подписали договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-II), запрещавший использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Его положения обязывали Россию снять с вооружения все ракеты «Молодец» до 2003 года. И хотя страна заявила о неактуальности договора в ответ на односторонний выход США из соглашений по ПРО, это не спасло «поезд номер ноль». Из двенадцати составов уцелело лишь два. Их передали в музеи. Остальные демонтировали.

Ядерный поезд в новом веке

В восьмидесятые годы американцы собирались вернуться к идее ядерного железнодорожного транспортера — планировали отправить в дежурство 25 составов с тяжелыми межконтинентальными баллистическими ракетами LGM-118A «Peacekeeper». К окончанию Холодной войны успели провести испытания прототипа, но необходимость в производстве на тот момент отпала.

А вот в России вспомнили про концепцию и в 2012 году начали опытно-конструкторские работы по БЖРК «Баргузин». Прежние тяжелые снаряды сменили более легкие РС-24, известные по комплексу «Ярс», и с дальностью действия 11 тысяч километров. В 2016 году провели испытания, но затем разработки были приостановлены.

Автомобильные новости