Армия – это свой особый мир, и автомобили в данном случае – не исключение. Не секрет, что военная техника имеет ничуть не меньше интересных решений, чем гражданская. Взять хотя бы броневик "Скорпион", недавно побывавший на тесте у "Авторамблера".
Сложно поверить, но 100 лет назад военные автомобили были совершенно другими. Фактически речь шла о тяжеленных бронемобилях, которые должны были не только защитить личный состав, но и внушить страх и ужас противнику.
Особого развития такие бронемобили достигли в период Первой мировой войны. Внешний вид некоторых из них с легкостью мог поспорить с автомобилями из киносаги "Безумный Макс". Предлагаем вашему вниманию галерею самых необычных военных автомобилей начала ХХ века. Уверены, после просмотра вам захочется, чтобы такие машины вновь были приняты на вооружение!
"Гарфорд-Путилов"
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Тяжёлый пушечно-пулементный бронемобиль "Гарфорд-Путилов" был построен на базе американского пятитонного грузовика Gardord 4x2. Корпус автомобиля был обшит броней толщиной 6,5 мм. Машину оснастили 76,2-миллиметровой пушкой, а также тремя пулеметами "Максим". В движение автомобиль приводил 30-сильный двигатель. Правда, из-за массы в 11 тонн, максимальная скорость этого бронемобиля составляла лишь 18 км/ч, а его внедорожные способности – более чем скромными.
Ehrhardt E-V/4
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Броневик компании Ehrhardt был одним из первых бронированных автомобилей, выпущенных немецкой промышленностью. Бронемобиль весил почти девять тонн, вооружен тремя пулеметами и рассчитан на экипаж в 8-9 человек. В движение автомобиль массой 9 тонн приводил 80-сильный двигатель, который был способен разогнать его до 61,3 км/ч максимальной скорости. Любопытно, что у машины была система полного привода и аж 12-ступенчатая трансмиссия (6 передач –вперед и 6 – назад). Чаще всего Ehrhardt E-V/4 использовался в полиции, а из строя бронемобиль был выведен лишь с началом Второй Мировой войны.
Austin
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Бронемобили "Остин" или Austin были разработаны британцами по заказу Российской империи. Автомобиль первой серии оснащался 30-сильным бензиновым двигателем с жидкостным охлаждением и был способен разогнаться до 50 км/ч. Толщина брони – от 3,5 до 4 мм, вооружение – два пулемета "Максим". В дальнейшем бронемобили Austin неоднакратно модернизировались и получил новый кузов. Именно на улучшенной версии этого броневика вождь мирового пролетариата В. Ленин выступил перед рабочими Путиловского завода
Büssing A5P
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Пулеметный бронемобиль Büssing A5P был одним из первых представителей подобной техники, выпущенных в Германии. Автомобиль массой 10,3 тонны приводился в движение шестицилиндровым двигателем мощностью 90 л.с. и развивал 34 км/ч. При этом броневик был оснащен системой полного привода и аж двумя рулевыми системами – в передней и в задней части. А защищать рубежи Büssing A5P должен был при помощи брони 9 мм, трех пулеметов и 6 пулеметных гнёзд, где должны были размещаться подвижные стрелки. Правда, не сказать, что А5P мог похвастаться большими военными достижениями, ведь всего было выпущено лишь три таких бронемобиля.
Jeffery Armored Car No. 1
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Американский броневик Jeffery Armored Car No. 1 был разработан компанией Томаса Джеффери в 1915 году и использовался командованием Британской Индии, а также армией США во время "Мексиканской экспедиции". Автомобиль был оснащен четырехцилиндровым бензиновым двигателем и системой полного привода и был способен разогнаться до 32 км/ч.
Lanchester 4x2
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Lanchester 4x2 – это бронемобиль, разработанный по заказу Королевской Морской Авиационной службы Великобритании на базе грузовика Lanchester 19B. Автомобиль был обшит броней толщиной до 8 мм, получил модернизированную подвеску, улучшенную заднюю ось, а также башню и пулемёты Льюиса и Виккерса. Масса машины составляла 4,7 тонны, под капотом размещался шестицилиндровый бензиновый двигатель мощностью 60 л.с. Максимальная скорость – 80 км/ч.
Charron 50CV
{179876}
Французский автомобиль Charon 50CV, представленный на выставке в Париже в 1902 году, можно считать броневиком лишь условно. Броней 6 мм защищалось лишь заднее место, где располагался стрелок, вооруженный пулеметом Гочкисса. Тем не менее, это – один из самых первых проектов подобного рода. Автомобиль был оснащен 50-сильным двигателем и стоил 45 000 франков. И хотя всего было выпущено лишь два таких бронемобиля, сама идея очень понравилась французскому руководству, которое дало указание всерьез заняться разработкой подобной техники.
Davidson Automobile Battery
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
А вот американский Davidson Automobile Battery был вообще паровым бронемобилем! Экспериментальное транспортное средство было построено кадетами Северо-Западной Военной и Морской академии США и изобретателем Роялом Пейджом Дэвидсоном. Автомобиль приводился в движение паровым двигателем мощностью 6 лошадиных сил. Кузов машины был обшит специальной броней, причем в передней части был установлен специальный съемный щиток, защищающий водителя. Также Automobile Battery был оснащен станковым пулеметом "Кольт-Браунинг", способным делать до 480 выстрелов в минуту. Правда, несмотря на инновационность конструкции, в серию Davidson Automobile Battery так и не пошел.
Motor War Car
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Еще одним интересным прототипом броневика был автомобиль Motor War Car, построенный по проекту британца Фредерика Симмса в 1899 году. Бронемобиль был построен на шасси Daimler и оснащен 3,3-литровым 16-сильным двигателем, приводившим в движение задние колёса. Автомобиль был обшит броней 6 миллиметров и оснащен двумя пулеметами "Максим". А следить за дорогой водителю Motor War Car предлагалось при помощи системы зеркал, отображавших происходящее вокруг машины.
Правда, из-за конструктивных проблем с трансмиссией Motor War Car так и не был доведен до ума и в серию так и не пошел. Единственный экземпляр бронемобиля был выставлен в 1902 году в Хрустальном дворце Лондона.
Motor Scout
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Ну, а завершить наш рассказ хотелось бы самым первым боевым автомобилем в мире. Это – Motor Scout, построенный все тем же изобретателем Симмсом в 1898 году. На квадроцикл De Dion-Bouton, оснащенный 1,5-сильным двигателем, британец установил пулемет "Максим" с бронированным щитом. Примечательно, что на одном баке Motor Scout был способен преодолеть 193 км, причем рассчитан автомобиль был на двух человек. Правда, в серию боевой квадроцикл так и не пошел, а в дальнейшем Симмс занялся созданием более крупного броневика Motor War Car.
Тимофей Исаев