Опубликовано 04 июня 2018, 18:12

5 мифов о безопасности машин, в которые по-прежнему верят

Принято считать, что шансы уцелеть в старой, но большой машине выше. А как на самом деле?

В народе ходит предостаточно легенд о фантастической безопасности «старых танков» с «сантиметровым железом». Ни в коем случае не умаляем достоинства автомобилей прошлых поколений, ибо сами их очень любим, но в данном материале мы решили обратиться к данным объективной статистики и упрямым фактам, а заодно развеять некоторые заблуждения, порой кажущиеся неискоренимыми.

Старый большой автомобиль безопаснее нового маленького

Известное мнение, очевидно, появившееся под впечатлением, производимым прочностью конструкции машин прошлых лет. Причем, не только отечественная аудитория руководствуется мифами о том, что «таким танком можно стены пробивать», но и американская. Понятно, почему – Штаты подарили миру поразительную культуру огромных сухопутных крейсеров, завораживающих своей мощью, размерами и массой. Но в Страховом институте дорожной безопасности (IIHS, Insurance Institute for Highway Safety) отмечают, что даже десятилетняя машина, не имеющая системы курсовой устойчивости и должного набора подушек безопасности, выступит хуже. Говорить о конструкциях двадцати- и тридцатилетней давности и вовсе не приходится.

Считающие иначе сильно удивятся данным, приведенным ниже.

Отметим также, что вездесущие электронные ассистенты, как бы высокомерно не относились к ним «старорежимные» водители, снижают риск попасть в аварию при условии, что за рулем находится не полный идиот. А вышеупомянутая ESP заметно уменьшает шансы перевернуться. В этой связи вообще вспоминается история появления ABS на спортбайках. Некоторые мотоциклистов тогда отнеслись к этому без энтузиазма, ибо «ракеты», по их мнению, должны быть бескомпромиссными, а их характер обязан оставаться «незамутненным» разными ассистентами. Впрочем, критики одумались и поутихли, поняв, что антиблокировочная система тормозов спасает жизни. Но вернемся к автомобилям. Прибавьте сюда зоны с запрограммированной деформацией, прочность силовой структуры, работу производителей над ошибками, и вы получите должный уровень активной и пассивной безопасности даже в случае со сравнительно небольшими машинами.

Новый компактный автомобиль не хуже большого

Такое мнение встречается, равно как и полностью противоположное, которое, кстати, отражает действительность. В данном случае в сравнении участвует именно новая продукция. Увы, обладатели машин скромных размеров имеют заметно больше шансов попасть в мир иной, если случится коллизия. По данным IIHS в 2015 году (то есть, совсем недавно) на миллион зарегистрированных машин меньше всего зафиксировано погибших в больших SUV – всего 13 смертей. Тем временем маленькие автомобили выступили хуже других – в них расстались с жизнью 64 человека. Причины тому очевидны. У «здоровяков» больше того, что называется «метрами жизни» – длиннее капоты и крупнее сминаемые зоны, плюс они тяжелее.

Десять лет для безопасности – не возраст

Системы активной и пассивной безопасности придуманы отнюдь не вчера – автомобили уже давно комплектуются подушками безопасности, многочисленными электронными ассистентами и, как считают некоторые, обеспечивают схожий уровень сохранения хрупких человеческих жизней даже с «разбросом» в десять лет. Это еще одно заблуждение, которое опровергают объективные данные IIHS.

5 мифов о безопасности машин, в которые по-прежнему верят

Так, согласно статистическим исследованиям, за период с 2005 до 2015 года количество смертей на миллион маленьких автомобилей снизилось на 56%, на 57% для компактов, на 46% для среднеразмерных машин и на 28% для больших седанов. То есть, наиболее уязвимые «малыши» сделали огромный шаг вперед по сравнению с тем, что было не так уж и давно.

Год выпуска значения не имеет, важно состояние

Состояние важно, ибо ржавый автомобиль сопротивляется дорожным коллизиям заметно хуже, чем в кондиции нового. Но речь сейчас именно о зависимости количества погибших и года выпуска машины. Обратимся к новейшему исследованию авторитетной организации NHTSA (Национальное управление безопасностью движения на трассах). Проанализировав многочисленные данные об авариях со смертельным исходом за период с 2012 по 2016 год, она составила рейтинг, в котором прослеживается четкая тенденция – чем автомобили новее, тем меньше в нем риски для жизни.

Печальнее всего закончились аварии с участием машин старше 1984-го – люди погибали в 55% случаев. Картина с транспортом 1985-1992 годов выпуска не лучше – 53%. Автомобили 1993-1997 модельных годов демонстрируют более жизнеутверждающие результаты, если 46% погибших вообще можно считать чем-то позитивным. В машинах 1998-2002 модельных годов смертей на 4% меньше, а в транспортных средствах 2003-2007 и вовсе 36%. Наконец, у автомобилей 2008-2012 модельных годов зафиксирован результат в 31%, а у самых свежих – 26%.

Машины с идентичными результатами краш-тестов одинаково безопасны

Существует заблуждение, что маленький автомобиль, получивший пять звезд в краш-тесте NHTSA или удостоившийся оценки Good в испытания IIHS, столь же безопасен, как и более крупная модель с аналогичными результатами. На самом деле данные уместны для сравнения моделей одного сегмента и теряют актуальность, будучи противопоставленным результатам испытаний более крупных «оппонентов», которые при аварии вероятнее всего покажут себя лучше. По словам президента IIHS Эдриана Ланда, оперируя рейтингами, лучше сравнивать машины одного класса и схожих размеров. Кстати, еще в 2009 году IIHS выпустило видео, демонстрирующее последствие краш-тестов с участием машин разных габаритов и массы.

Маленькие автомобили постоянно прогрессируют в вопросах безопасности, но законы физики никто не отменял.

Автомобильные новости