5 странных "Москвичей", которые могли изменить автомобильный мир
На предприятии испокон веков экспериментировали с гоночной техникой, предаваясь инженерным усладам со снарядами Г-серии. Но чисто боевыми машинами творцы АЗЛК не ограничивались и в 1963 году приступили к разработке имиджевого купе-кабриолета "Турист", который мог стать мечтой молодежи шестидесятых годов.
Экспериментальный автомобиль по легенде украсил бы гамму 408-х "Москвичей", но предназначался немногим – годовой тираж в 150 экземпляров предполагал точечные продажи за рубежом, эксплуатацию в прокате и, самое главное, участие в автоспорте. Советский гран-турер по совершенно очевидным – технологическим и финансовым – причинам максимально унифицировали с массовым седаном, однако дизайнерам удалось создать весьма и весьма элегантный образ. Что характерно, опытный образец черного цвета был облачен в стальную "скорлупу", а второй, синий – в алюминиевую.
/imgs/2020/10/21/12/4254373/b8e92887a306e2c44436a7d42f568cef3ade8d0f.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254374/668db41a79d282147c4d41c4321b780cf88d57ba.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254375/61a6400cc8f9eab0d99a6bf8a35722a1de002d9d.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254376/c50e1af403aa42e2afa539ea28ae40155778eb81.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254377/8a9a4f2b662ce3879609e6e9c787bea67af98a9d.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254378/576abdb02ccdbfef7dd68306fe7e993db865cee6.jpg)
Удаление крыши и инсталляция стеклопластикового "колпака" потребовала усиления днища. Весьма интересным фактом является обкатка на "Туристах" разных узлов вплоть до якобы системы впрыска топлива разработки ЦНИИТА – упоминания о ней иногда встречаются в открытом доступе. Одним из «палачей» кабриолета стал автоспорт, в который он так стремился: в середине шестидесятых годов скорректированный техрегламент допускал к участию лишь машины со стандартным кузовом седан, тем самым вычеркивая одну из основных сфер применения "Туриста". Посмотреть на отечественную мечту, так и не ставшую явью, нынче можно разве что на фотографиях – оба прототипа утрачены.
Шансы были и у футуристичного вэна с индексом 3733 и на агрегатах "Москвич-2141". Такой красоте пришлось бы впору громкое имя собственное, тонко намекающее на дальнюю дорогу и путешествия, либо коммерческое использование. Скажем, "Алтай" или "Бизнесмен"! Но однообъемник не пошел в серию даже будучи украшенным обезличенной цифирью. Детище АЗЛК выглядит смело, вызывая в некоторых деталях ассоциации с Citroen.
Салон с каскадом передней панели и односпицевым рулем тоже недвусмысленно намекает на источник вдохновения, да и компоновка легковая – двигатель расположен поперечно, ведущие колеса передние. Агрегаты силушкой не отличались. Опытные образцы были оснащены бензиновым 1,8-литровым мощностью 95 л.с., либо 85-сильным турбодизелем, а, потому динамика разгона до 100 км/ч находилась далеко за пределами 20 с.
/imgs/2020/10/21/12/4254380/b776c85c64d75bee29f74df7c505940fd9e53187.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254381/e604e9b74a9f9d0a96be5a788997e9d1b74250b8.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254382/2ec44218194b71fc5e780dcb10da04d702dc3571.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254383/11644813efbc4d71a80830a88d1215ed6fd6461b.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254384/693f0e60783dafea9deb37f69a6b9ac77294a2c7.jpg)
С 1989 по 1991 год было построено три прототипа, ими все и закончилось – производство не наладили ни на чешском БАЗе (Братиславский автомобильный завод), разработавшем вариант фургон, ни на саратовском заводе "Красноармейскавтосельмаш", где планировали развернуть сборку. Вариант с пассажирским салоном занял место в экспозиции столичного музея ретротехники на Рогожском валу, его собрат-фургон остается в музее БАЗ, ну а третий экземпляр был уничтожен.
Параллельно с моделью 3733 появился минивэноподобный и очень футуристичный аппарат "Москвич-2139" по имени "Арбат". Разработка стартовала в 1987 году и к 1991-му концепт с трехрядным салоном и двумя дверьми по правому борту представили во плоти. Сложись жизнь страны чуточку иначе и "Ах, Арбат, мой Арбат" Окуджавы пели бы не только чудесному столичному уголку. Мысленно перенеситесь в прошлое, и вы поймете, сколько смелым было творение АЗЛК на рубеже десятилетий.
/imgs/2020/10/21/12/4254385/61e63113348e1d07bcd8f98c7015f131d60b56f9.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254386/2f3cf89949728a443e245466858a62473b4468d3.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254387/44333174a81b1da01dbe33a5306425a570353f08.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254388/cc5864778eeaa79c35dd03faae888e18619841da.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254389/12d7ea100eacd409eab2735f68c0897ae6004b58.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254390/98cb02aab6096b6460122608534e61c24cb2a55f.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254391/780dd472f30874654528b5eda7a3058f025afecb.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254392/5888d982bd7067522484657e9929b70ccf2078b3.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254393/46897618d04ad1094f88dd6326273f0fe416a24c.jpg)
На его фоне Dodge Caravan и Ford Aerostar напоминали вырубленные топором бруски, да и технократичный Renault Espace первого и второго поколения вряд ли мог соперничать с отечественным автомобилем. По производимому эффекту сопоставимыми оказывались разве что Chevy Lumina/Pontiac Trans Sport, коих с отечественной машиной роднили пластмассовые кузовные панели на стальном каркасе. Конечно, козырем выступала не только внешность – "Арбат" длиной 4600 мм получил двигатель Renault F3R объемом 2,0 л, трансформирующийся салон и даже такие "фишки" как поворачивающиеся передние кресла с возможностью регулировки длины подушек, а также модную в те времена цифровую панель приборов. Машину планировали производить на калужском заводе, однако тяжелая ситуация на предприятии в начале девяностых вынудила свернуть все работы.
Посмотришь на Aleko 141CR и оторопь возьмет: "Этот монстр что, тоже наш?". На самом деле в СССР и Странах Варшавского договора было немало впечатляющих среднемоторных машин. Достаточно вспомнить Lada EVA, НАМИ-0290 "Апельсин-1" или Таврия ЭРФ-Мобиле. Раллийный болид из столицы нес черты "Москвич-2141", но сходство ограничивалось разве что визуальными эффектами вроде заводской оптики.
/imgs/2020/10/21/12/4254394/109f67cf2198cc5b573fcc2315821cc80b7b593e.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254395/327bfa65ab3654556a743410a0d6979225e927fd.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254396/804bd01d684a353b1b365a82c79dfd3ca2ca2a13.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254397/b551e872e7b6e10dd0cabbe888b4dee81e401096.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254398/4d28a7c46f4980cbe08881073c5ebfdefc44c50f.jpg)
Конструктивно же машины отличались как север и тропики: Aleko 141CR, разработанный для раллийной группы А5, имел пространственную раму спереди и сзади и двигатель УЗАМ-412, форсированный до 175 л.с., который располагался в центре. Увы, построили только один экземпляр. А ведь автомобиль мог и на раллийных допах жару дать, и теоретически малым тиражом на дороги общего пользования выйти…
Его назвали "Истрой", а лучше бы "Искрой" – уж очень ярким получился АЗЛК-2144 как внешне, так и технически! На дворе стояла середина восьмидесятых, когда группа перспективных разработок под началом инженера-конструктора А.В. Куликова, созданная в рамках Управления конструкторских и экспериментальных работ, явила стране это чудо, дающее примерное представление об автомобиле образца 2000 года. Внешность а-ля космический корабль, который ассимилировался на Земле, была характерна для той эпохи, но без эффектнейших нюансов дело не обошлось. Центральные стойки отсутствовали, а по каждому борту располагались гигантские подъемные двери, придающие кузову с немалой площадью остекления особый инопланетный шарм. Если бы "Истра" родилась с крыльями, то точно полетела. Легкий дюралюминиевый кузов отличала феноменальная обтекаемость – коэффициент аэродинамического сопротивления составлял всего 0,149! Автомобиль получил многотопливный трехцилиндровый 1450-кубовый двигатель Elsbett мощностью 68 л.с., способный работать на солярке, бензине, керосине и даже растительном масле. При смехотворной массе в 700 кг "Арбат" мог демонстрировать максимальную скорость 185 км/ч и довольствовался – внимание! – 2,2-3,5 л/100 км в зависимости от режима эксплуатации. Параметры расхода топлива кажутся фантастическими, однако они реальны: "Москвич-2141" с таким мотором, принимавший участие в экоралли Москва-Рига, показал 2,69 л/100 км на трассе.
/imgs/2020/10/21/12/4254399/a8e131c85bbf230b428c4f8d769a9584c217404b.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254400/336ce88cedb7ecd22c2f6b1daed900f940e107d2.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254401/13e39f8806b4af9ab7b3dd6fe2c2bda8099d66cb.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254402/17b4fe084234e0fa23405faafad78058a934d8c6.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254403/1a0b1748c77bd55c17ce610e8293d6a50993ddf9.jpg)
/imgs/2020/10/21/12/4254404/263836ba886a359180c91984144cdab839178f19.jpg)
В активе "Истры" предполагалась пневмоподвеска с возможностью изменения высоты дорожного просвета, система самодиагностики, проекционный дисплей от Государственного Оптического Института, транслирующий картинку с фронтального сканера и позволяющий лучше видеть дорогу в условиях недостаточной видимости. Вот такие экспериментальные машины создавали на почившем предприятии. И, вспоминая эти страницы истории АЗЛК, становится обидно до слез…
Федор Григорян