Опубликовано 28 сентября 2018, 09:00

7 советских автомобилей, которые могли бы выглядеть иначе

Уникальной историю отечественного автопрома делают не столько отдельные серийные разработки вроде передовой для своего времени "Нивы", сколько опытные образцы, которые должны были предвосхитить серийные модели. Но, как это часто у нас бывает, что-то пошло не так…

Опытные легковушки, перспективные грузовики… Когда-то они вселяли надежду, но им не суждено было пойти в серию.

НАМИ-0100

Двухдверка, смахивающая на эмбрион тольяттинской "Копейки" – детище не АвтоВАЗа, а вариант ЗАЗ-966 "Запорожец" от Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, который участвовал в разработке легендарной отечественной малолитражки вместе со столичным МЗМА. Прототип, датируемый 1965 годом, был экспериментом – модель 966, появившаяся годом позже, переняла у него немногое и оказалась гораздо ближе к одному из ранних вариантов.

7 советских автомобилей, которые могли бы выглядеть иначе

Округлости НАМИ-0100 предпочли непрямое копирование стилистики немецкого NSU Prinz, к слову, имевшего не продольную, а поперечную компоновку силового агрегата. Влияние на облик отчасти оказал и печально известный Chevrolet Corvair – поговаривают, что экземпляр "американца" находился в распоряжении НАМИ.


ВАЗ-2101-80

7 советских автомобилей, которые могли бы выглядеть иначе

Нравится? Нам тоже! Так могла выглядеть модернизированная "Копейка" образца 1980 года, что и было отражено в названии. По замыслу, автомобиль нес в себе шасси оригинального ВАЗ-2101, но отличался собственным и довольно симпатичным кузовом авторства дизайнера Владислава Пашко.

7 советских автомобилей, которые могли бы выглядеть иначе

Согласитесь, что проект выглядел достойно как для 1975 года, когда он, собственно, и появился, не теряя актуальность и в восьмидесятые.

7 советских автомобилей, которые могли бы выглядеть иначе

Кроме варианта с кузовом седан задумывалась и двухдверка, что могло сделать жизнь советских любителей стильных машин с условно спортивными чертами отнюдь не томной. Но не сложилось.


ВАЗ-2112

"Двенашка" – это хэтчбек, но так было не всегда. Во времена, когда переднеприводников в Тольятти еще в помине не существовало, инженеры решали дилемму – пойти по пути классической компоновки или выбрать переднеприводную концепцию. Задний привод и продольное расположение силового агрегата отстаивал вариант 2112, который с передка слегка смахивает на Ford Sierra и Scorpio, а боковинами вызывает ассоциации с заслуженной Audi 100 C3, она же "Сигара" или "Селедка".

7 советских автомобилей, которые могли бы выглядеть иначе

В итоге в серию пошло переднеприводное семейство, а проект 2112 закрыли в 1985 году. Интересно, что макет ВАЗ-21099 изначально назывался 2110 и получил свое имя в конце 1985 года.


УАЗ-3170

7 советских автомобилей, которые могли бы выглядеть иначе

Этот "советский Range Rover" мог сменить УАЗ-469, параллельно проделав работу над ошибками. Разработка первого варианта модели 3170 началась в 1974 году и по ее итогам на свет появился внедорожник неразрезными мостами и впечатляющим дорожным просветом в 325 мм.

Компоновка позволяла построить на его основе не только автомобиль с двумя объемами, но и машину бескапотной компоновки, то есть, микроавтобус. В дальнейшем инженеры дорабатывали внедорожник – появилась версия с мягким верхом и военная модификация, которая прошла заводские испытания и получила одобрение Министерства Обороны, но так армии и не пригодилась. От разработки окончательно отказались в 1996 году, использовав наработки в UAZ Patriot.


МАЗ-2000 "Перестройка"

7 советских автомобилей, которые могли бы выглядеть иначе

Хватало в Советском Союзе и интересных грузовых автомобилей гражданского назначения. Один из самых выдающихся построен в Минске и награжден золотой медалью на Парижском автосалоне 1988 года за технические достижения. Главной особенностью конструкции было объединение кабины и грузового отсека в неподвижный модуль и поворотного тягового модуля.

Инженерный огород нагородили для значительного улучшения аэродинамики и увеличения объема кузова. Кроме того, автомобиль отличался стеклопластиковыми кузовными панелями и обтекателями колес, панорамным лобовым стеклом и ровным полом кабины. Увы, название проекта напрямую отражало сопряженные с ним сложности – под машину пришлось бы вносить коррективы в инфраструктуру как минимум терминалов. А ведь обсуждения производства шли на министерском уровне и именно таким мог стать новый белорусский "дальнобойщик"…


МАЗ-5445

7 советских автомобилей, которые могли бы выглядеть иначе

Этот красавец тоже мог прийти на смену минским тягачам, но не сложилось. Об этом автомобиле ходит красивая легенда, мол, французы посмотрели на него и слепили свой Renault Magnum. Дело в том, что "Магнум" родился в 1990 году, а МАЗ – в 1993-м. Тем не менее, машина интересная и красивая, с отделенной от шасси стеклопластиковой кабиной и ровным полом. Судьба прототипа довольно необычна – на рубеже двухтысячных годов экспериментальный тягач купило одно московское кузовное ателье и поставило металлическую кабину с низкой крышей, а затем выставило на продажу. Говорят, компания даже получила пару заказов на такие тягачи, но выпустить их не удалось.


ПАЗ "Турист-люкс 8,5"

7 советских автомобилей, которые могли бы выглядеть иначе

Отличился и Павловский автобусный завод, создавший в 1969 году потрясающе красивый автомобиль для дальних поездок с отсылкой к длине кузова в названии. "Турист", над которым работал главный конструктор Сергей Иванович Жбанников и дизайнер Марк Васильевич Демидовцев, оснастили силовым агрегатом от ЗИЛ-130 – 150-сильный двигатель и пятиступенчатую коробку передач, впервые применив на модели ПАЗ заднее расположение двигателя. Интересной была и внутренняя компоновка – с 24-местным салоном соседствовал бар, умывальник и гардероб в одном отсеке и багажник в другом.

Автобус совершил туристическое ралли по Европе, произвел фурор, неоднократно модернизировался (в частности, появилось цельное панорамное лобовое стекло, изменено расположение оптики и трапециевидное стекло вместо круглого в задних аварийных дверях), а его производство планировалось с 1975 года. Тем не менее, в серию он так и не попал, в частности, потому что не был унифицирован с перспективными автобусами тех лет.

Автомобильные новости