Опубликовано 20 июля 2018, 18:46

Атаковать за пять минут: секретный ракетовоз СССР ЗиЛ-135В

Большинство удивительных и революционных автомобилей времен СССР рождалось на потребу военно-промышленного комплекса, а когорту самых смелых, вероятно, возглавили бы машины ЗиЛ, которые по иронии судьбы так и не смогли выполнить боевую задачу.

Продукция Завода имени Лихачева давно и неразрывно ассоциируется с гражданской грузовой техникой, а также грандиозными правительственными лимузинами. Но не следует забывать о том, что производитель был задействован не только в этих традиционных для себя сферах, но и на космическом и военном поприще. Мы уже рассказывали о небывалом по своей масштабности проекте ракетовоза ЗиЛ-135Ш, который должен был доставлять звездного странника с завода в Самаре прямиком на Байконур. Увы, "атлант" вышел на стадию феноменального ходового макета, но так и не взял на свои плечи ракету…

По стечению обстоятельств не был принят на вооружение еще один, не столь грандиозный, но в высшей степени необычный ЗиЛ-135В. Нумерация идентичная, судьба схожая… Как тут не задуматься о проклятии имени? Согласно индексу ГРАУ, то есть индексу Заказывающего Управления Министерства обороны СССР, изделие называлось 9П116. Эксперты и историки считают машину сколь дерзкой и смелой, столь нелепой и курьезной, а все потому, что она представляла собой… ракетно-вертолетную пусковую установку (ВПУ), действующую сообща с воздушным транспортером. В основу легла идея переброски машины, способной пускать снаряды, по небу. После высадки в отдаленные районы или в тыл противника за пять минут происходило развертывание, и "зилок" производил выстрел на дистанцию до 270 км. Один единственный. Но, вероятно, в определенных ситуациях и он мог стать решающим.

Атаковать за пять минут: секретный ракетовоз СССР ЗиЛ-135В

Проект появился на свет по указу секретного постановления Совета Министров, датируемого 5 февраля 1962 года. К разработке был привлечен не только инженерный и производственный потенциал столичного машиностроителя, занятого общим проектированием, но и ОКБ-476 завода "Дзержинец", занимавшееся электрооборудованием. Ракетная установка рождалась быстро, более того – на рассмотрении имелось трех варианта шасси. Кажущийся наиболее удачным был построен в сентябре 1962-го. Несмотря на чудовищную неказистость, боевой аппарат получил уникальный конструктивные решения. В частности, его отличали электрические мотор-колеса ДТ-22 мощностью по 22 кВт с понижающими планетарными редукторами и питаемые от 120-киловаттного генератора постоянного тока, который в свою очередь приводился компактным газотурбинным двигателем ГТД-350 Завода имени В. Я. Климова длиной 1350 мм и массой 139,5 кг. Что интересно и характерно, это установка от многоцелевого вертолета Ми-2, развивавшая 316 л.с. Кабина управления на двоих была облицована стеклопластиком. Сзади нее находились электрогенератор постоянного тока, силовой блок, гидронасос и стеклопластиковые топливные баки.

Атаковать за пять минут: секретный ракетовоз СССР ЗиЛ-135В

Подвески у ракетоносца по сути не было, все оказывалось гораздо интереснее. Передние управляемые колеса крепились на поворотных шкворнях, а задние устанавливались на стойках с электрогидравлическим управлением, которые поднимались для приведения ЗиЛа в боевое положение. В зловеще выглядящем контейнере диаметром 1,8 м своего часа ждала крылатая ракета С-5В (4К95) длиной порядка 10 м и стартовой массой около 4 т. При необходимости машина могла "отползти" от точки высадки на 40 км при максимальной скорости в 18 км/ч – электродвигатели вкупе с полной массой в 12 т явно не способствовали скоростному перемещению в пространстве. Учитывая немалый вес ВПУ требовался соответствующий перевозчик. Им выступил колоссальный военный транспортный вертолет Ми-10, он же "летающий кран".

Работы продолжались до ноября 1965 года, после чего ракету сняли с вооружения, и установка оказалась ненужной. Потратив годы, инженеры списали ЗиЛ-135В в архив.

Автомобильные новости