Дорогой прогресса, или История забытого "Футурлайнера"
Как уникальный автобус почти полвека простоял заброшенным
В 2005 году в офис компании Poland Springs заглянул один мужчина. Сотрудники фирмы, специализирующейся на эвакуации транспортных средств, привыкли к разным посетителям, поэтому просьба клиента убрать с заднего двора его дома "одну автобусоподобную штуку", которая очень не нравилась его жене, подозрений не вызвала. В Poland Springs помогли мужчине, и забрали к себе непонятный проржавевший автобус, который в течение последующих 11 лет простоял без движения на территории фирмы.
Возможно, если бы в компании знали, что техника, попавшая к ним в руки, стоит не одну тысячу долларов, отношение к ней было бы совсем другим. Почему же этого не произошло? Просто о настоящей истории этой "автобусоподобной штуки" никто не рассказывал. А в действительности дело было так.
Соединенные Штаты Америки всегда были страной оптимистов. И почти 80 лет назад в момент, когда уже во всю шла Вторая Мировая Война, компания General Motors была занята совсем другим – мыслями о будущем. С этой целью американский производитель придумал необычную акцию – "Парад прогресса" – что-то среднее между передвижным Диснейлендом и научной лабораторией. По задумке авторов, при помощи автопробега жителей разных уголков США можно было познакомить с новейшими достижениями науки и техники. А ездить по стране должны были специальные автобусы с дизайном в стиле Ар-Деко – GM Futurliner, или "Футурлайнеры".
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2020/10/20/19/4212286/3fc24392ed5a4961fab418fd4946a2c1c00d06bc.jpg)
/imgs/2020/10/20/19/4212287/4272a3404acf9759c386d12ba769d5ad1d135c39.jpg)
/imgs/2020/10/20/19/4212288/a8172d8d85d552c705c97ba73dc1a81c02af154b.jpg)
/imgs/2020/10/20/19/4212289/3298a5403303bff6574790e3fb35f0b6be39883b.jpg)
/imgs/2020/10/20/19/4212290/0a82f9a9a8b29948ee020dcf5ea8a9f8b37f71b8.jpg)
/imgs/2020/10/20/19/4212291/bffc03e416888614c7d41ac35b56e07bed9a7bc7.jpg)
Надо сказать, в далеком 1941 году идея подобной передвижной научной выставки пришлась как нельзя кстати. Во время первого "Парада прогресса" "Футурлайнеры" проехали через все США и Канаду, сделав в общей сложности 150 остановок. Вместе с ними в дорогу отправилось еще 32 автомобиля сопровождения и 50 выпускников местных колледжей, которые рассказывали посетителям о тех, или иных достижениях в науках и технике.
Кстати говоря, всего было построено лишь 12 "Футурлайнеров", однако каждый из них был уникальным. Поскольку главной целью было продвижение науки, то в кузове таких автобусов размещались специальные диорамы, посвящённые наиболее важным темам того времени – например, реактивным двигателям, стереозвуку, микроволновым печам, телевидению и другим. Причем у каждого "Футурлайнера" было еще и свое уникальное название – например, "Мир науки", "Электричество и человек" или "Чудеса холода и тепла". Правда, несмотря на популярность "Футурлайнеров", в 40-х годах их работу пришлось приостановить из-за войны. Вновь "Парад прогресса" вернулся на дороги США в 1953 году. Но уже через четыре года в GM приняли решение отказаться от такого способа продвижения науки, заменив его телепередачей.
А что же случилось с самими "Футурлайнерами"? Какие-то из них были переданы полиции и использовались в качестве автомобилей для продвижения безопасности на дорогах, судьба других неизвестна. А один из таких автомобилей, как вы уже наверняка догадались, оказался на задворках территории службы эвакуаторов Poland Springs. Как же так вышло? Очень просто. В далеких 50-х после окончания "Парадов прогресса" "Футурлайнер" №7 "Подальше от городской суеты", посвященный концепциям развития транспорта в городах, оказался во владении фирмы, занимавшейся оказанием бытовых услуг. В 1960 году эту машину купила гоночная команда, которая использовала "Футурлайнер" в качестве сервисного грузовика. А уже в 1964 году он был брошен на свалке в штате Нью-Гемпшир и простоял в таком состоянии до 1984 года, пока его не выкупил один рестораторов, который поставил машину на заднем дворе своего дома в штате Мэн.
В таком состоянии автомобиль простоял аж до 2005 года, после чего владелец и обратился в фирму Poland Springs с просьбой забрать автобус к себе. Любопытно, что ни до, ни после этого момента, никто не задумывался о стоимости такой техники. А ведь "Футурлайнеры" были и остаются весьма дорогим транспортным средством, прежде всего – из-за своей уникальности. Например, в 2015 году "Футурлайнер" №11 под именем "Марш инструментов" был продан на аукционе Barrett-Jackson за 4 миллиона долларов. Конечно, в отличие от "Футурлайнера" №7 тот автомобиль был тщательно восстановлен. И все же нельзя не отметить, что потенциал даже у сохранившегося автомобиля был огромным.
Поэтому неудивительно, что в 2016 году на случайно обнаруженный автомобиль обратили внимание профессиональные реставраторы. Специалисты компании ChromeCars уже имели опыт успешного восстановления другого "Футурлайнера" - №9. Поэтому узнав о транспортном средстве, реставраторы приняли решение выкупить его, хотя, за сколько именно, не сообщается. В итоге автомобиль был переправлен в Германию, и в ближайшее время эксперты ChromeCars займутся его восстановлением. Сколько может продлиться реставрация, неизвестно. Ясно лишь одно – еще один кусочек автомобильной истории, преданный забвению на многие годы, похоже, обретет вторую жизнь и будет радовать посетителей выставок и музеев напоминанием о временах, когда футуристичные грузовики служили делу популяризации науки.
Тимофей Исаев