МАЗ-7907… Для большинства это безжизненный и ничего не значащий набор букв и цифр. Но стоит увидеть поразительное создание, носящее данное обозначение, и забыть его вы уже не сможете никогда. Аналогов этой машине не сыскать во всем мире. Советская автомобильная промышленность создала плеяду транспортных средств с уникальной конструкцией для выполнения узкого круга задач. Некоторые из них остались на стадии прототипа, но слава о них будет жить в веках. Особенно ее достоин монстр 7907, настоящий Илья Муромец советского автопрома и дитя эпохи "холодной войны". Этот "былинный герой" должен был нести на своих могучих плечах грунтовый ракетный комплекс "Целина-2" с настоящим чудовищем – межконтинентальной баллистической ракетой РТ-23 УТТХ "Молодец", которой также располагал поистине фантастический "ядерный поезд". Но вернемся к МАЗам – именно так, во множественном числе. Дело в том, что модель 7907 стала третьей экспериментальной разработкой, а все началось с устрашающего МАЗ-7904. Как водится, родился он в сверхсжатые сроки по прямому распоряжению министра автомобильной промышленности СССР, адресованному МАЗу в начале 1980 года. Задача была не из легких: создать шасси, способное транспортировать 220-тонную установку. Проект возглавил конструктор Борис Львович Шапошник, готовившийся разменять девятый (!) десяток лет. Увы, первый блин вышел комом. Гигантским! МАЗ-7904 вытянулся в длину на 32,2 м, его ширина равнялась 6,8 м, а высота достигала 3,45 м! Прибавьте к этому 12 ведущих колес, каждое из которых выдерживало 30-тонную нагрузку, 480-миллиметровый дорожный просвет, две передние и две задние управляемые оси для улучшения маневренности, хотя 50-метровый радиус разворота все равно выходил непомерным… Кабины изготовили из стеклопластика, дабы хоть как-то снизить вес, который в итоге был равен 140 тоннам. Огромной вишенкой на этом торте титанических параметров стал судовой двигатель V12 мощностью 1500 "лошадей" и 330-сильный дизель для привода вспомогательного оборудования, кажущийся на фоне основного агрегата сущим карликом и слабаком.Испытания проводили в казахстанских степях в окрестностях Байконура в целях конспирации. Итог их оказался плачевным – транспортер-монстр оказался тяжелым в управлении, мог передвигаться разве что по твердому покрытию из-за огромных осевых нагрузок, да и неповоротливость делала эксплуатацию очень затруднительной. Но даже, если бы МАЗ показал себя пригодным для выполнения боевых задач, он все равно мог запросто оказаться пустой тратой времени и ресурсов. Дело в том, что 9 августа 1983 года правительство СССР выпустило постановление о разработке единой ракеты "Молодец" для шахтного, железнодорожного и грунтового базирования. В последнем случае межконтинентальный снаряд являлся частью подвижного грунтового ракетного комплекса "Целина-2", который должен был сменить первую версию, под которую, собственно и проектировался МАЗ-7904.Интересно, что процесс создания заметно более легкого МАЗ-7906 стартовал в марте 1983-го, то есть, еще до выхода постановления правительства. Параллельно с ним проектировался куда более невероятный 7907 – предстояло выяснить преимущества и недостатки каждого варианта. Но начнем мы с "младшего брата". В сравнении с предшественником МАЗ-7906 получился заметно компактнее, хотя колес было уже не 12, а 16: длина уменьшилась до 26 293 мм, ширина ужалась до 4850 мм, но в высоту чудовище прибавило и его рост составил 3760 мм. Впрочем, с пусковой установкой габариты оказывались "немного" другими – длина 28 м, а высота 5,5 м. Снаряженная масса снизилась до 68,3 тонны (полная масса – 220 тонн), но двигатель применили прежний - 1500-сильный двенадцатицилиндровый, который размещался позади кабин.У МАЗ-7906 вообще всего было много – например, за душой у гиганта имелось два гидромеханических четырехступенчатых "автомата" с редукторами для отбора мощности и – внимание! – 45 карданных валов! Четыре управляемые передние оси позволили значительно, до 30 м уменьшить радиус разворота. Но анатомия МАЗ-7907 производит поистине неизгладимое впечатление даже на фоне вышеописанных механических чудовищ. Инженеры во главе с Шапошником применили удлиненную "тележку" с двенадцатью осями и 24 ведущими колесами! Ничего подобного в мире еще не было. Транспортер длиной, равной 28 187 мм, и шириной в 4100 мм имел ряд поистине уникальных конструктивных особенностей. Четыре первых и четыре последних оси были управляемые, что обеспечило колоссальному аппарату 27-метровый радиус разворота. От судового двигателя отказались в пользу модифицированного газотурбинного агрегата от танка Т-80Б мощностью 1250 л.с. Но самое интересное в другом: вырабатываемая им энергия шла не на вращение колес через трансмиссию, а для привода генератора переменного тока. Именно он вырабатывал электричество, питавшее 24 синхронных электромотора переменного тока – по одному на каждое колесо. Кстати, диаметр колес уменьшился с почти 2 м у МАЗ-7906 до 1,66 м.Испытания минского монстра, способного нести ракету стартовой массой 104,5 т, длиной 22,6 м и диаметром 2,4 м, стартовали в сентябре 1986-го и завершились через год. Несложно догадаться, что он показал себя лучше "шестерки". В числе плюсов отмечались лучшие эксплуатационные качества, более высокая надежность, сниженная вибронагруженность и акустические шумы в кабине. Наконец, железная "гусеница" лучше подходила для железнодорожной транспортировки и оказывалась проще в управлении. Тем не менее, ни один из экспериментальных транспортеров так и не был принят на вооружение – времена начали меняться, между сверхдержавами наметилось потепление в отношениях, а слово "perestroyka" звучало все чаще.МАЗ-7907 был построен в количестве двух экземпляров, но в 2006 году из них собрали один, который ждет реставрации и станет экспонатом заводского музея. Согласитесь, не самая плохая участь для уникальной машины, к счастью так и не выполнившей боевую задачу. Особенно, если вспомнить информацию "Роскосмоса" об утилизации единственного МАЗ-7904.