Гусеницы всему голова
На создание "особых" гусениц, которым суждено было стать эталоном, жителя США Глена Брейзера вдохновил его сын Мэтт. Мальчик, отличавшийся тягой к творчеству, однажды продемонстрировал отцу рисунок - автомобиль, только у него вместо колес были гусеницы. Глен смекнул, что идея-то недурна. Поэтому и попробовал перенести плод воображения сына в реальность.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
В 1994 году Брейзер продемонстрировал опытный образец "особых" гусениц, которые он назвал в честь сына Mattracks. Потребители идею оценили. И поэтому спустя два десятилетия гусеницы с этим логотипом являются популярными и востребованными. А продаются они во многих странах мира.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Компания, носящая тоже название, что и гусеницы, сумела удержаться на плаву даже несмотря на острую конкуренцию, появившуюся в последние годы. А соперников и, правда, полным-полно. Некоторые, например, предлагают гусеницы не только на автомобили, но и на квадроциклы и мотоциклы. А одна канадская контора, носящее название Ktrak, продает "обшитые" гусеницами и лыжей… велосипеды!
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Но до популярности Mattracks далеко всем. Это подтверждает тот факт, что к ним за помощью обращаются даже киношники. Одно детище можно увидеть, например, в третьей части легендарного Терминатора. Гусеничная платформа для T-1 Battle Unit – это их работа. Другой известный "ребенок" появляется в триквеле французской комедии "Такси". Мастера из Mattracks оснастили Peugeot 406 специальными гусеницами, с помощью которых автомобиль смог штурмовать альпийские склоны.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Гусениц с логотипом Mattracks много, более двадцати разновидностей. Но все они каучуковые и созданы для полноприводных автомобилей. "Обутые" в гусеницы машины превращаются в полноценные вездеходы, которым не страшен даже суровый снежный off-road.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Если верить мастерам компании, то заменить обычные колеса на гусеницы – задача несложная. А процедура стандартная: домкратом поднять авто, открутить колесо, прикрутить гусеницу. На все про все, по идее, должно уйти менее часа.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
У Mattracks нет официального представительства в нашей стране. Поэтому заказывать "обувку" приходится по Интернету "оттуда". Но даже в этом варианте цены слишком высоки. Импортозамещение в этом сегменте сработало на опережение. У нас есть свой ответ Западу – это внедорожные гусеничные движители (ВГД). Комплект отечественных гусениц стоит существенно дешевле. В зависимости от различных факторов его ценник варьирует от 200 до 300 тысяч рублей. Комплект состоит из четырех гусениц, ограничителей и адаптеров, без которых эксплуатация техники запрещена.
Нюансы монтажа
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Замена колес на гусеницы не является сложной операцией. Нужно лишь не упустить ряд издержек технологии. Например, рама или кузов должны позволить разметить на себе крепление под специальную штангу. Она, штанга, и является главным каркасом всей гусеничной конструкции.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Еще один нюанс: далеко не каждый, даже полноприводный автомобиль, можно "прокачать" гусеницами. Разом отсекаются, например, все моноприводные машины. Поскольку на них гусеницы не смогут показать весь свой потенциал "проходимцев". Затем отсеиваются автомобили, у которых мало "воздуха" под крыльями. Там гусеницам просто негде будет беспрепятственно поворачиваться (или они и вовсе не смогут поместиться).
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Не подходят и машины, у которых слабый усилитель руля. У водителя банально не получиться проворачивать гусеницы так, как нужно. Поскольку из-за большой площади сцепления сделать это трудно.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Зато не так важно, сколько лошадиных сил выдает силовой агрегат. Диск гусеницы, крепящийся к ступице, меньше, чей его колесный собрат. Соответственно, скорость падает, но возрастает крутящий момент. Не более 65 км/ч способны развивать автомобили, прокаченные гусеницами. Учитывая условия их эксплуатации, этот показатель вполне приличный.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Гусеницам Mattracks и ВГД есть, кстати, достойная альтернатива. Она, что называется, для совсем ленивых. Ведь для того, чтобы оснастить авто Track N Go (высококачественная резина + кевраловые стержни), не нужно скручивать колеса, искать место для штанги и так далее. Эти аксессуары крепятся сразу на колеса. Весь процесс занимает не более 15-20 минут. А эффект от детища компании AD Boivin не уступает "монолитным" гусеницам.
Мобильность устройства – это несомненный плюс. Но есть и минус – цена Track N Go сопоставима с ценником на Mattracks.
Павел Жуков
Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Facebook, Вконтакте, YouTube.