Случаются ситуации, когда человеку приходится садиться за руль чужого автомобиля. Речь, разумеется, не о криминале, как некоторые могли подумать, а о житейских делах. Но законно ли управлять транспортным средством, если водитель не вписан в страховой полис ОСАГО? И каким будет штраф за подобное деяние? Останавливая водителя, сотрудники ГИБДД часто требуют предъявить страховой полис ОСАГО. Полис страхования гражданской ответственности – один из важнейших документов для автомобилиста наряду с правами и регистрационными документами на транспортное средство. Какая бывает страховка Начнем с того, что страховой полис ОСАГО в Российской Федерации бывает двух видов – ограниченный и неограниченный. Суть их содержится в названии. Ограниченная страховка дает возможность управлять транспортным средством только вписанным в нее гражданам (указанным страхователем) и (либо) только в указанный в полисе сезон. Неограниченная страховка не устанавливает подобные лимиты.Если руководствоваться буквой закона, а, именно, абзацами 1 и 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40, то: "Владельцы транспортных средств вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортных средств, находящихся в их собственности или владении. Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан, признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году". Можно ли вписать нового водителя в ограниченный полис? Ответ – да. Если в период действия ограниченного полиса ОСАГО возникла необходимость предоставить право управления новому человеку и вписать его в документ, то владелец транспортного средства должен обратиться в страховую компанию.Вот, что говорит об этом Часть 3 статьи 16 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ: "В период действия договора обязательного страхования, учитывающего ограниченное использование транспортного средства, страхователь обязан незамедлительно в письменной форме сообщать страховщику о передаче управления транспортным средством водителям, не указанным в страховом полисе в качестве допущенных к управлению транспортным средством, и (или) об увеличении периода его использования сверх периода, указанного в договоре обязательного страхования. При получении такого сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис. При этом страховщик вправе потребовать уплаты дополнительной страховой премии в соответствии со страховыми тарифами по обязательному страхованию соразмерно увеличению риска". Каким будет штраф при езде без страховки? Откровенно говоря, сомнительно, что все автомобилисты, колесящие по дорогам и направлениям Российской Федерации, уведомляют страховые компании при факте передачи автомобиля другим лицам, не фигурирующим в полисе ОСАГО.Если сотруднику ГИБДД попадется водитель, который не зафиксирован в документе страховщиком, то его оштрафуют, согласно части 1 статьи 12.37 КоАП РФ: "Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей". То есть, для многих россиян это и не штраф вовсе, а мелочь. А если владелец рядом? Допустим, за собственник транспортного средства разрешит сесть за руль знакомому или другу, не вписанному в страховку, но при этом сам останется в машине. Будет ли наказание в этом случае? Да – пятисотрублевое, причем в данном случае могут наказать и собственника. Правда, если заключить договор безвозмездного пользования (принцип схож с договором купли-продажи, но выплата и переоформление не требуется), можно избежать штрафных санкций. Другое дело, что подобными вещами редко кто озабочивается.В договоре указываются лица, которые имеют право управления транспортным средством. С момента его заключения отводится 10 дней на переоформление данных в страховом полисе – соответственно, можно заново заключать договор каждые десять дней снова и снова без необходимости что-то менять в ОСАГО. Другие штрафы за езду без страховки "Забывчивость" граждан с вписыванием в страховку новых водителей можно считать одним из наиболее мягких вариантов правонарушений в сфере ОСАГО. Многие попросту не покупают полис, пользуясь тем, что наказание за подобное в Российской Федерации весьма условное, несмотря на запрет эксплуатации транспортного средства без страховки, согласно пункту 2 статьи 19.2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения. Пользуясь случаем, приводим правонарушения и их "цену"."Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей", – напоминает часть 2 статьи 12.3 КоАП. Не забыли страховку, а у вас ее попросту нет или она просрочена? Тогда в силу вступает часть 2 статьи 12.37 КоАП: "Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей". Таким образом, нарушения автомобилистов в сфере ОСАГО наказываются весьма гуманно, особенно, учитывая 50-процентную скидку на штраф. Впрочем, все может измениться. Законопроект, опубликованный на сайте нижней палаты парламента, предусматривает лишение прав сроком от четырех до шести месяцев или штрафом в 5 тысяч рублей тех, кто во второй раз попался без ОСАГО.
Если вам интересны достопримечательности Подмосковья, но вы не были в Звенигороде, садитесь в машину без раздумий. Не разочаруетесь. Так мы и поступили в один из выходных ранней весной. В случае со Звенигородом нет смысла раздумывать, а стоит ли вообще ехать. Кого-то, например, останавливают неизменные пробки в сторону из Москвы по пятницам и субботам. Но древнего города, основанного еще в 1152 году, это мало касается. Почти вся дорога проходит по М9 – Новорижскому шоссе. Оно, конечно, тоже загружено, но, в отличие от магистралей-«соседей», хотя бы едет, а не ползет даже в самое напряженное дачное время. Если же миновать час пик, дорога станет вообще незаметной. От МКАД – около 45 км. «Звучит» близко, а на деле еще ближе. Путь у вас, скорее всего, займет не больше часа. Это даже быстрее, чем добраться до Коломны. «Новая Рига» – многополосная автомагистраль с ограничением 110 км/ч – не проходит через населенные пункты до Звенигорода. Сам город очень маленький, но достопримечательности разбросаны, в том числе по окрестностям. Первым делом, пока едем по центру, заглядываем на огонек к Чехову. Антон Павлович несколько лет назад «примостился» на скамейке в скверике на улице Московской. Со Звенигородом писателя связывают годы работы в местной земской больницы. Рядом можно увидеть липу, под которой любил сидеть тогда Чехов, и аллею лиственниц.Спускаемся дальше вниз к реке и попадаем на лестницу, которая ведет к Городку. Так называют место, где когда-то стоял местный кремль и другие постройки со дня основания. Впрочем, ничего этого сейчас не осталось. Отсюда можно разве что насладиться видом на Москву-реку. А единственное древнее сооружение – Успенский собор, построенный на рубеже 14-15 веков.Удивительно, но внутри сохранились уникальные фрески самого известного русского иконописца Андрея Рублева. Правда, пока собор реставрируется. Совсем рядом располагается Богоявленская церковь, но это новодел. Церковь 19 века в советское время сгорела, новая же построена уже в 21 веке.А вот Саввино-Сторожевский монастырь отреставрирован, и сегодня основная часть гостей Звенигорода сосредоточена именно здесь, в трех километрах от самого города, в тихой и красивой местности, возвышающейся над Москвой-рекой. Основал монастырь преподобный Савва, ученик Сергия Радонежского, в 1398 году. Он представляет собой целый архитектурный ансамбль из стен, башен, палат и, конечно, храмов.Комплекс имеет огромное историческое значение. Здесь, например, находилась царская резиденция при Алексее Михайловиче. По некоторым данным, монастырь первым на Руси получил статус лавры. Особенную атмосферу этого места запечатлели многие художники. Советуем и вам обязательно наведаться в монастырь.Ну а чуть дальше расположился Саввинский скит, у которого обустроена огромная парковка. В свое время сам Савва отдалился от обители и жил неподалеку в уединении в пещере. На ее месте со временем возникла церковь. Здесь же располагается сегодня святой источник.И, разумеется, приехав в такие святые места, хочется самому отдохнуть на природе в спокойствии. Обстановка вокруг Звенигорода позволяет приятно провести время прямо на берегу Москвы-реки. А мы возвращаемся обратно. Кстати, в поездке вскрылась любопытная деталь Ford Mondeo, который был у нас на длительном тесте. В подробном рассказе об автомобиле, я этот момент не упомянул. Помните, с прошлого поколения его стали называть «народным бизнес-седаном»? Интересно, но некоторые администраторы автомоек, как оказалось, делают акцент именно на второй части и оценивают его соответствующе. И готовы поспорить с техническими характеристиками в руках. Впрочем, большинство сосредотачивается на слове «народный» и записывает просто в средний класс. Так что владельцам все-таки не стоит напрягаться.Алексей Дмитриев, фото Дениса Свешникова