Очень часто под фразой "уметь ездить" понимают навык управления автомобилем на высоких скоростях, которые по ПДД даже запрещено развивать. Но на самом деле гораздо важнее правильно вести себя в самых обычных дорожных ситуациях, с которыми водители сталкиваются каждый день. К тому же довольно часто автомобилисты не "прохватывают с ветерком", а стоят в пробках. Особенно актуальна эта ситуация для нашей страны, где развитие дорожной сети отстает от западных стран минимум лет на 30. В этом плане в Германии с её автобанами все по-другому. Но это не означает, что немцы не стоят в пробках. Ровно наоборот! В разгар отпускного сезона заторы на местных автомагистралях – далеко не редкость. Поэтому немецкий клуб ADAC решил помочь водителям, выпустив памятку с советами о том, как правильно вести себя в пробке. Считаете, что все это – ерунда, и нашим людям такие рекомендации не нужны? Тогда обязательно ознакомьтесь с пунктами ниже, уверены, вы найдете в них немало актуального и для нас.## Не выезжайте на обочинуВ первую очередь эксперты ADAC напоминают, что езда по обочине запрещена по ПДД. В Германии такое нарушение карается гораздо строже, чем в России – штрафом в 75 евро (т.е. примерно 5100 рублей) против "наших" 1500 рублей. Тем не менее, иногда и среди законопослушных немцев находятся и те, кто считает себя "выше других". Специалисты ADAC также обращают внимание, что на автобанах обочина вообще предназначена только для стоянки автомобилей в случае поломки. Хотя справедливости ради замечают, что на некоторых магистралях при возникновении затора обочину могут превратить в "дополнительный ряд", причем вполне легально – при помощи специальных светофоров, расположенных над ней. Во всех же остальных случаях выезжать на обочину запрещено – что в Германии, что в России.## Пропускайте других водителейПробки – это всегда потеря нервов. И многим начинает казаться, что проехать не дают именно вам, хотя другие водители находятся в точно такой же ситуации. От того, что вы будете упрямо "переть" вперед, не пуская водителей, перестраивающихся перед вами или выезжающих с прилегающих территорий, пробка не исчезнет. Зато она может очень легко увеличиться. Поэтому ADAC рекомендует руководствоваться "принципом молнии", когда в подобных ситуациях машины проезжают по очереди – одна за другой. Особенно это актуально в "узких местах" – например, там, где произошло ДТП или имеется сужение из-за ремонта дороги. Кстати, в Германии за невыполнение "принципа молнии" даже есть небольшой штраф – около 20 евро.## Обгон справа – разрешен!Следующий совет может показаться неожиданным. В пробках немцы рекомендуют обгонять справа, если есть такая возможность. Правда, в Германии ПДД разрешает такой маневр только с некоторыми оговорками. Так, выполнять его можно только в том случае, если в левой полосе скорость движения не превышает 60 км/ч, разница в скорости у обгоняющего и обгоняемого автомобиля не больше 20 км/ч. А что же у нас? Российские ПДД разрешают более быстрое движение автомобиля относительно потока без выезда из занимаемой полосы – такой маневр называется опережением. Но мы в свою очередь отметим, что немецкие нормы куда продуманнее российских – безопасно объезжать поток справа можно в том случае, если ваша скорость не сильно отличается от скорости потока. Ну, и, конечно, не стоит путать этот маневр с ездой по обочине.## Телефон – иногда тожеА вот звонить по телефону в пробке вопреки стереотипам можно. Правда, только в том случае, если ваш автомобиль стоит. В немецкой редакции этот пункт звучит еще строже: "Использование телефона без устройства hands-free разрешено только при неработающем моторе". Но если вы наглухо стоите в пробке и выключили двигатель, разговаривать по мобильнику никто не запретит, о чем напоминает ADAC. Мы в свою очередь заметим, что пользоваться телефоном лучше действительно только тогда, когда движения нет. В противном случае резко возрастает риск мелких ДТП, от которых пробка только увеличивается.## Выходить из автомобиля – нельзя!Покидать свое транспортное средство запрещают что российские, что немецкие ПДД. И не важно, стоите вы без движения уже час или всего пять минут. Правда, справедливости ради, заметим, что при крупных заторах этот пункт правил мало кто соблюдает. Да и полицейские не обращают внимание на водителей, которые вышли ненадолго из машины, что называется, "размять кости". Самое главное – не отходить от своего автомобиля далеко, чтобы оперативно отреагировать, если пробка вдруг "придет в движение".## Задний ход запрещенЕще один популярный маневр, что в Германии, что в России – сдать назад, чтобы повернуть и объехать пробку. Правда, немцы пока что не дошли до того, чтобы объезжать пробку задним ходом по встречке. Да и выполнить такой маневр в Германии из-за особенностей организации движения гораздо сложнее. Однако в ADAC на всякий случай напоминают: сдавать назад в пробке и уж тем более – ехать против направления потока запрещено. Причем в Германии за подобные маневры может грозить не только штраф 200 евро, но и лишение прав на месяц. Хотя мы не в Германии, отметим, что движение задним ходом в нарушение правил наказывается у нас штрафом 500 рублей или 2500 рублей, если оно было выполнено на автомагистрали. В общем, не лучший вариант для пробки.## Не скачите между рядамиА вот следующий совет ADAC касается владельцев двухколесного транспорта. Оказывается, по немецким ПДД мотоциклистам запрещено ездить между рядами! Это им грозит штрафом в 100 евро и 1 штрафным баллом. Правда, в Германии мотоциклисты могут спокойно объехать пробку слева, если между стоящими автомобилями и боковой линией разметки будет достаточно места. Что же касается нашей страны, то вопреки стереотипам, мотоциклистам разрешено ездить между рядами, если при этом они не наезжают на линию разметки. Да, и будем честны: многие покупают мотоцикл именно для того, чтобы не стоять в пробке. Осудить таких людей мы не можем. Дадим лишь совет: если вы едете в междурядье, не разгоняйтесь сильно быстрее скорости потока.## Оставляйте "коридор безопасности"Наконец, еще одна рекомендация ADAC касается "коридора безопасности" или "коридора спасения". Согласно ПДД почти всех европейских стран при возникновении затора на автомагистрали водители в двух крайних левых рядах должны увеличить боковой интервал относительно друг друга. Делается это для того, чтобы "скорая помощь" или другой спецтранспорт мог бы проехать сквозь пробку в "междурядье". За невыполнение этого правила в Германии существует штраф, хотя и небольшой – 20 евро. Но дело не в штрафах, а в сознательности водителей, которая таким нехитрым образом помогает спасти десятки жизней. Увы, в России пока аналогичное правило не действует, поэтому рекомендовать оставлять "коридор безопасности" мы не можем. Однако порекомендуем не терять бдительности – спецтранспорту приходится ездить в том числе и через пробки. Поэтому будьте готовы принять правее и уступить дорогу. Тимофей Исаев