Новый или подержанный за те же деньги? Какой автомобиль купить
Значительное подорожание новых машин в связи с падением курса рубля спровоцировало небывалый рост вторичного рынка. Давайте рассмотрим все плюсы и минусы покупки подержанного автомобиля вместо нового.
Несколько лет назад у одного моего знакомого угнали новый Lexus-RX350 стоимостью 3 200 000 рублей. После получения выплаты по КАСКО он купил двухгодовалый дизельный Volvo XC70 в идеальном состоянии с подтвержденным пробегом 37 000 км за 1 300 000 руб.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Отъездив на XC70 два года, он резюмировал: "Какой же я был дурак, когда выдернул из бизнеса такие деньги на RX. Столь же престижный и комфортный Volvo обошелся по цене пяти полисов КАСКО для Лексуса, расходует он в среднем 10 л/100 км вместо 16, а налог на него – 8 500 рублей в год вместо 42 000. При этом запас жизни у машины с пробегом 37 тысяч – еще огромный, обслуживаю я бэушку не у дилера, а угон XC70 крайне маловероятен…"
Однако мой знакомый купил подержанный автомобиль значительно дешевле нового. Согласитесь, найдется немного прагматиков, готовых смириться с двухгодовалой машиной за 1 300 000 руб. при наличии возможности купить новую и все же более престижную - за 3 200 000 руб.
Большинство людей выбирают между новым и подержанным автомобилями в рамках имеющегося у них бюджета. Например, рассматривают трехгодовалый Ford Focus вместо новой Лады Весты за 600 000 руб. или пятилетний BMW-X5 вместо новой Mazda-CX5 за 1 800 000 руб. Поэтому вопрос будем ставить так: НОВЫЙ ИЛИ ПОДЕРЖАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ ЗА ТЕ ЖЕ ДЕНЬГИ?
Максимум пятилетка из-под первого владельца
Давайте определимся, что можно считать разумной альтернативой новому автомобилю за те же деньги. Клинические случаи вроде сменившего пятерых владельцев 15-летнего Мерседеса S-класса по цене новой "Лады Гранты" рассматривать не будем. Заставить ездить такую "недвижимость" сможет только одержимый фанат, готовый вкладывать в нее все свои силы, время и деньги.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Если финансы позволяют купить новый автомобиль, пусть даже самый доступный, в качестве альтернативы можно рассматривать максимум пятилетнюю машину, желательно из-под первого владельца. В нынешние времена даже первые хозяева редко продают автомобиль без "скелетов в багажнике", а все следующие вовремя от него избавляются…
Быстрее, круче, сильнее
Даже если выбирать среди свежих трехлеток, подержанная машина будет гораздо престижнее, комфортнее, вместительнее, быстрее (и так далее – кому что важнее) по сравнению с новой за те же деньги. А если согласны на пятилетку, это будет автомобиль совсем из другого мира. Например, BMW X5 по цене новой Mazda-CX5. Причем, если данная модель еще выпускается, у нее и с престижем в глазах "понимающих" все будет в порядке. То есть, все "правила понта" могут быть соблюдены.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
По цене нового Mazda CX-5 на вторичке легко найдется много кроссоверов классом выше.
© по цене нового Mazda CX-5 на вторичке легко найдется много кроссоверов классом выше.
Таким образом, главный мотив покупки подержанного автомобиля по цене нового – это гораздо более высокие потребительские качества, которые ваше финансовое положение не позволяет получить в новой машине. Если они для вас принципиально важны, покупка подержанного автомобиля является единственно возможным вариантом.
Это дешево или дорого?
То, что автомобиль с возрастом теряет в цене – это логично. Вопрос сколько он теряет? Пока ставки таможенных пошлин позволяли ввозить секонд-хэнд из-за границы, один мой знакомый перегонщик сколотил состояние на том, что "таскал" из Швейцарии дизельные Land Cruiser Prado предыдущего поколения (в России они были только бензиновыми). Так вот, трехгодовалые Prado с реальным (не скрученным) пробегом в 60 000-90 000 км по Швейцарии он покупал там в среднем на 30-40% дешевле нового Prado в аналогичной комплектации.
При этом швейцарские продавцы сэконд-хэнда говорили: цены на "вторичке" у нас сейчас высокие - до начала массового вывоза подержанных машин в страны бывшего соцлагеря они теряли в цене гораздо больше…
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Из России сэконд-хэнд вывозят редко. Но почему-то трехгодовалые дизельные Prado с реальным пробегом 60 000-90 000 км по нашим дорогам стоят у нас лишь на 20-25% дешевле новой машины в аналогичной комплектации. То есть, подтянись совсем немного, и получишь такой же новый Prado… После этого хочется спросить: ребята, если трехгодовалые "Крузаки" будут всего на рубль дешевле новых, вы тоже будете их брать?
Конечно, не все автомобили в России дешевеют столь медленно. Некоторые модели через три года теряют до 40% от нынешней цены аналогичного нового автомобиля. Но это либо изначально очень дорогой "премиум", либо настолько проблемные автомобили, что об их ненадежности знают даже те, кто "не в теме". Если же модель демократичная и живучая, ее цена падает очень медленно.
Как на войне: год за три
Но, может, цены на "вторичке" у нас такие высокие из-за того, что условия эксплуатации в России мягкие, поэтому техника хорошо сохраняется? Не смешно. Когда потенциальные покупатели загоняли привезенные из Швейцарии Prado на предварительную диагностику, привыкшие к "местным" машинам механики недоумевали: "Каких три года? Она же новая…"
А однажды мой знакомый привез из Швейцарии четырехлетнюю "пятерку" BMW, которая досталась дешево из-за огромного пробега в 243 000 км. Машина принадлежала компании, поэтому обслуживалась только у официального дилера, и ее сервисная история была прозрачной. Так вот, если не считать замены термостата и датчика поворота руля по гарантии, на таком пробеге помимо выполнения плановых ТО менялись лишь тормозные колодки с дисками и, один раз - стойки стабилизатора.
Для сравнения, если "пятерка" BMW эксплуатируется в России, у нее уже на первой половине этого пробега меняют почти вся ходовую, а некоторые детали в ней – дважды…
Хуже и дороже
Получается, что подержанные автомобили в России должны терять в цене гораздо больше, чем в Европе. Однако почему-то получается наоборот. Приобретая трехлетку с пробегом до 100 000 км, европейский покупатель получает свежую машину, позволяющую отъездить без вложений в ремонты еще как минимум столько же. При этом платит за нее лишь 50-70% стоимости нового автомобиля.
Если же машина ездит по нашим дорогам, весь запас здоровья она растрачивает на первых 100 000 км, а второй владелец начинает "работать на таблетки". При этом наши покупатели платят за трехлетки 60-80% стоимости нового автомобиля…
То есть, можно констатировать, что в России автомобили физически изнашиваются очень быстро, а в цене при этом теряют медленно. И этот аргумент – не в пользу покупки бэушки.
Но, может, у подержанных автомобилей по сравнению с новыми есть какие-то другие выгодные стороны? Скоро сравним риски на этапе покупки.
Александр Конов, Эксперт по выбору автомобилей