Нужно ли в России вводить штраф за +10 км/ч
Этой осенью генерал-майор полиции, заместитель начальника ГИБДД России Владимир Кузин заявил о том, что ведомство положительно оценивает снижение ненаказуемого порога превышения скорости с 20 км/ч "как минимум до ранее установленных величин, которые были ранее 10 км/ч". По его словам, пересмотр диапазона необходим, так как большинство ДТП происходят именно из-за превышения скорости. При этом, какую-то статистику или объективные данные подтверждающие опасность лишних 10 км/ч, он не привел.
Поможет ли снижение "нештрафуемого" порога в борьбе за безопасность? Эксперты, которых опросил "Авторамблер", отметили объективные факты, о которых очень часто забывают или же попросту не хотят помнить.
Недавние слова главы правительства РФ Дмитрия Медведева, касающиеся нештрафуемого порога в 10 км/ч, были неверно истолкованы многими гражданами – речь идет не о команде пересмотреть существующие в настоящее время нормы, а о рассмотрении целесообразности для каких-либо действий.
На этот момент в беседе с "Авторамблером" указал Вячеслав Лысаков, первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, член фракции "Единая Россия". "Часто МВД воспринимает вопрос рассмотреть, как прямое поручение к действиям. А формулировка была очень взвешенная", – говорит Лысаков и сообщает о результатах запроса комитета по транспорту и строительству, а также комитета по государственному строительству и законодательству. На вопрос, наблюдается ли рост ДТП при превышении скоростного порога от 20 до 40 км/ч, МВД заявило об отсутствии статистики, говорящей о росте числа ДТП при превышении скоростного порога в данном диапазоне. Проще говоря, объективных доказательств опасности нынешнего скоростного порога не существует.
"А если нет роста аварийности, то зачем менять 20-40 км/ч на 10-20 км/ч? Более того, практика показывает, что на трассах с увеличенным скоростным режимом не увеличивается число ДТП. Но у нас, к сожалению, снижение разрешенной скорости является единственным подходом к повышению безопасности. Это не универсальный метод", – отмечает Лысаков.
Что касается городских условий, то они, по словам Лысакова, являются отдельной историей и в данной плоскости можно обсуждать снижение скоростного режима. Но, если говорить про движение по трассам, то сначала следует решить комплекс задач. Сперва необходимо провести аудит уличной дорожной сети, потому что скоростной режим на большинстве дорог не отвечает их техническому состоянию и параметрам – лимиты были установлены еще в прошлом веке. В качестве примера приведем трассу, ведущую в Минск, с ограничением в 90 км/ч. Стоит въехать в Беларусь и можно двигаться 120 км/ч по абсолютно такой же дороге. "Подобное делается для того, чтобы провоцировать людей на превышение скоростного режима и собирать штрафы. Проблема номер один – это тотальная коммерциализация организации дорожного движения. Во главу угла ставится не безопасность, удобство и комфорт, а создание условий, когда штрафные деньги поступают в региональный бюджет, а иногда и в карманы некоторых чиновников", – говорит он.
Вторая мера – убрать с федеральных трасс безосновательно установленные ограничения скоростного режима, предписывающие водителю тормозить, скажем, до 50 км/ч. "Человек не успевает оттормозиться, создает аварийную ситуацию и все равно попадает под камеры. Сделано это для того, чтобы собирать деньги", – говорит Лысаков. На третьем этапе следует повысить скоростной режим до соответствующего категории дорог и условиям транспортной безопасности – до 110 км/ч, а где-то и до 130 км/ч. "И лишь после всего этого комплекса мер можно говорить о том, целесообразно ли снижение ненаказуемого порога с 20 до 10 км/ч", – заключает собеседник "Авторамблера".
Кроме того, Лысаков обратил внимание на весьма немаловажный факт, о котором нередко забывают. Когда водитель имеет в запасе 20 км/ч, он меньше отвлекается от дороги и не смотрит, уткнувшись в спидометр, как бы стрелка не перепрыгнула на 1 лишний км/ч.
"На самом деле, конечно же, нет никаких проблем сделать даже 0 км/ч, но для этого организация дорожного движения должна выйти на новый уровень. Сейчас, к сожалению, он крайне низок по всей стране, даже включая Москву. Раньше мы этого не замечали потому что такого количества камер не было, и инспекторы ГИБДД эпизодически выписывали штрафы", – заявил координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.
По его меткому и точному выражению, очень эффективная система контроля наложена на архаичную, устаревшую и давно не модернизировавшуюся систему организации движения, что приводит к очень большому числу несправедливых штрафов, когда людей специально загоняют в ловушку и потом штрафуют. "Кроме того, система фотовидеофиксации находится в частных руках, и компании заинтересованы в увеличении числа штрафов потому что они получают долю от штрафа, который оплачивает водитель. И здесь +20 км/ч выполняют роль демпфера, сглаживающего острые углы, наблюдающиеся по всей стране. Снижение демпфирующего порога возможно только при системной реформе организации дорожного движения по всей России", – говорит Шкуматов.