quto.ru
Опубликовано 31 июля 2018, 22:29

"Объект 279": советский танк для ядерной войны

Отечественный автопром и военно-промышленный комплекс в послевоенные годы создали немало передовых, гениальных и сумасбродных конструкций. Место среди них занял в высшей степени необычный монстр с таинственным названием "Объект 279".

Имя машины создает ей немалую долю харизмы. Скажем, индексация танков, включающая в себя литеру "Т" и комбинацию цифр, звучит привычно и только ознакомление с тактико-техническими характеристиками позволяет сделать вывод о заложенных в него решениях и боевом потенциале. Но бронированный "кулак", нареченный "Объект 279", априори вызывает повышенный интерес к своей персоне. Объект – значит нечто засекреченное, вероятно, необычное и наверняка удивительное! В действительности все было именно так. Один только внешний вид по сей день производит неизгладимое впечатление! Формой своего "тела" танк напоминал летающую тарелку, при этом опирался на движитель с четырьмя гусеницами. Для каких целей и кто создал невероятную экспериментальную машину, смахивающую на дитя покорителя космических глубин и грозного сухопутного воина?

"Объект 279": советский танк для ядерной войны

В 1956 году были сформированы требования к перспективному тяжелому танку с основным 130-миллиметровым орудием, который сменил бы модель Т-10. "Объект" боевой массой 60 тонн от ленинградского КБ Ж.Я. Котина, рождавшийся под началом лауреата сталинских премий конструктора Льва Троянова, стал едва ли не самым дерзким проектом среди представленных. Перед машиной стояла самая незавидная завидная – участие в боевых действиях на тяжелом бездорожье, да еще и при ядерной атаке. Опасения касательно нанесения опустошающего удара из-за океана вылились в невиданную конструкцию. Корпус а-ля летающая тарелка по замыслу должен был препятствовать переворачиванию ударной волной взрыва, а толщина лобовой брони в 269 мм вдвое превышала таковую у Т-10М. Пробить толстенную "шкуру" чудовища было непросто, однако этой особенностью его перечень оригинальных решений не ограничивался.

"Объект 279": советский танк для ядерной войны

Инженеры применили 16-цилиндровый H-образный тысячесильный двигатель и уникальную ходовую часть с нерегулируемой гидропневматической подвеской, смонтированную на двух пустотелых балках, выполнявших роль топливных баков. Устройство шасси с четырьмя гусеницами позволяло танку преодолевать болота, глубокий снег и при этом полностью исключало посадку на брюхо при проезде вертикальных препятствий. При этом среднее давление на грунт было сопоставимо с таковым у легкого танка.

"Объект 279": советский танк для ядерной войны

Увы, "Объект", как и многие другие советские разработки, сгубила высокая сложность конструкции. Затрудненное обслуживание и ремонт, невозможность снизить высоту машины при модернизации, сложное производство, высокие потери мощности в гусеничном движителе и, наконец, неповоротливость поставили крест на проекте.

"Объект 279": советский танк для ядерной войны

Впрочем, имелась и другая, куда более веская причина, по которой танк остался на уровне прототипа – 22 июля 1960 во время демонстрации тяжелой техники на полигоне Капустин Яр Никита Хрущев строго-настрого запретил брать на вооружение танки массой свыше 37 тонн.

"Объект 279": советский танк для ядерной войны

Единственный экземпляр был собран в 1959 году, но он хотя бы не утрачен – занял место в экспозиции Бронетанковом музее в Кубинке.

Автомобильные новости