Парковочный беспредел. Почему Москва не Сан-Франциско
Сомнений нет – тарифы на парковку в столице вырастут уже в этом году. Ведущие мировые эксперты предостерегают московские власти от необдуманных решений.
Напомним: специалисты Московского автодорожного института обратились в мэрию с предложением, которое не может не понравиться чиновникам - тариф на парковках необходимо повысить до 230 рублей в час. При этом нужно ограничить время "льготной" стоянки двумя часами, а также применить прогрессивную шкалу тарификации на самых загруженных парковках.
До этого директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин неоднократно заявлял, что другого пути у городских властей нет: парковочных мест на всех желающих не хватит. Поэтому парковка в центре города станет для многих автовладельцев непозволительной роскошью. И они вынуждены будут пересесть на общественный транспорт.
-
Даже не сомневаюсь, что решение о росте тарифов за парковку до 230-250 рублей в час будет принято до конца этого года, - комментирует предложение автодорожного института координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов. - В Москве очень много премиальных автомобилей, владельцы которых готовы платить такие деньги. И даже не обращать особо внимания на тарифы. И знаете почему? Чуть ли не половина этих людей – сотрудники государственных компаний, которые оплачивают им парковку. Фактически государство платит само себе. С другой стороны будет расти доля тех, кто парковку не оплачивает при помощи несложных ухищрений – закрывает номер или ставит машину под определенным углом. Как показывает практика, риск получить штраф составляет не больше 20 процентов. Кстати, по данным мэрии, уже сейчас доля автолюбителей, не желающих платить, приближается к 40 процентам. При этом похожие показатели фиксируются и во многих европейских городах. Там тоже далеко не все автовладельцы согласны с существующими парковочными тарифами.
-
Стремление поднять тарифы красноречиво показывает, что чиновников не волнуют проблемы автолюбителей, - отмечает лидер движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Ведь число парковочных мест в городе не растет. Да и не может расти при той градостроительной политике, которую проводят власти. Считаю, что негативная реакция автомобилистов не заставит себя ждать.
Могут ли тарифы вырасти в будущем году еще выше? Например, до 500 рублей в час. Петр Шкуматов полагает, что власти пока на такой шаг не решатся. А если тарифы все-таки взвинтят, то чиновники одновременно поднимут штраф за неоплату парковки до 5000 рублей. Иначе водителям выгоднее будет парковку просто не оплачивать.
А как смотрят на ситуацию в Москве зарубежные специалисты? Профессор Калифорнийского университета Дональд Шоуп, главный специалист в США по урбанистике, предостерег от бездумных решений.
- Решать проблему трафика, управляя парковками, - эффективный и низкозатратный вариант, - подчеркивает профессор. - Согласитесь, если в городе неудачная дорожная инфрастуктура, пытаться поменять ее безумно дорого и подчас просто невозможно. Но нельзя в администрировании парковок забывать самый важный момент – тщательную проработку ценового вопроса в каждом отдельном случае. Тарифы должны быть гибкими. Если устанавливать их необдуманно, все остальные меры никакого эффекта не дадут.
Авторитетный специалист с мировым именем в качестве примера привел нам американские города. В частности, Сан-Франциско, где он как раз и занимался "парковочным" менеджментом в качестве консультанта.
- В 2011 году в Сан-Франциско провели масштабную реформу парковочных тарифов, - рассказывает Шоуп. - Проблема зрела долго. Из-за жестко фиксированных цен в одних районах было не встать, а в других образовалась куча свободных мест. Магазины теряли клиентов, работодателям стало все сложнее найти сотрудников и так далее. И власти в порядке эксперимента в семи пилотных зонах установили датчики, которые фиксировали число припаркованных машин, время и точное место. Два месяца собирали и анализировали данные, а потом с помощью специальной компьютерной программы составили новые гибкие тарифы. С тех пор каждый (!) квартал имеет свой тариф. Это исследование также показало, что лучше всего разбить сутки на три промежутка – до полудня, с 12.00 до 15.00 и после 15.00 (см. карту – прим. редактора).
Новая система тарифоообразования принесла плоды, пусть и не сразу. Сейчас, спустя несколько лет, автомобили распределились по районам равномерно. Теперь загрузка составляет в среднем от 60 до 80%, и ни в одной зоне не ощущается острая нехватка парковочных мест.
- Но вы не смотрите на эти американские цены, - добавляет Шоуп. – Не существует идеального тарифа на парковку в зависимости от количества автомобилей или населения. Если вы хотите, чтобы Москва была похоже на Лос-Анджелес, надо создать гораздо больше парковочных мест!
Но в нашей столице до такой степени ценовой вопрос не продумывают. Лишь бы больше денег собрать с автомобилистов! Тарифы практически никак не дифференцированы. А в зонах с гибкими ценами, например, в районе Сити, плата только увеличивается. Практически во всех мегаполисах мира парковка в будни вечером (после рабочего дня) и в выходные либо бесплатна, либо дешевле. У нас, похоже, об этом даже не подумали, оставив свободным от поборов лишь воскресенье.
И, разумеется, одним регулированием цен проблему трафика не решить. Инфраструктурой надо постоянно заниматься, как раз тратя на нее собранные с автомобилистов деньги.
- Надо строить больше паркингов в отдаленных районах на много машиномест. Возможно, платных, но за символическую сумму, - предлагает Шоуп. - У людей будет стимул оставить автомобиль и поехать в центр на метро. И они точно должны знать, что на этих больших паркингах всегда можно найти свободное место.
В любом случае, как отмечает профессор, жители Москвы, как и любого другого города с платной парковкой, должны ясно видеть, куда и на что конкретно власти тратят собранные с автомобилистов средства. А вы знаете, что построили на ваши деньги? Вряд ли.
Дмитрий Баринов,
Алексей Дмитриев