"Последствия будут ужасными": чего ждать от передачи дорожных камер властям Москвы
На передаче камер фото- видеофиксации нарушений городу настаивает Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Там уверены: штрафами должна заниматься Московская автодорожная инспекция (МАДИ), владеющая необходимой "специализацией" для повышения эффективности работы в этой области, сказал изданию руководитель Центра Вадим Юрьев. А у ГИБДД полно других важных задач. Но эксперты, находящиеся "по ту сторону" законопроекта, считают иначе.
По мнению первого зампреда комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслава Лысакова, законопроект правительства РФ о передаче части полномочий ГАИ властям Москвы по администрированию 38 составов административных правонарушений крайне вреден. Так, при первой порции полномочий, которые Москва получила по администрированию нарушения правил стоянок и остановок, имело место массовое нарушение федерального законодательства, что было установлено проверками прокуратуры.
"По тем проверкам 1,8 млрд рублей были взысканы с автовладельцев лицами, не уполномоченными на это. То есть, фактически неправомочно и незаконно на людей наложили штрафы. И была масса других нарушений. Поскольку они длились и длятся, передавать следующую порцию полномочий Москве - совершенно некорректная постановка вопроса. Если всю фото- и видеорегистрацию отдадут органам исполнительной власти, то будут созданы структуры, набирающие людей с улицы в прямом смысле слова. Сейчас офицеры ГАИ производят проверку файлов, отбраковку, они знают закон, они давали подписку, у них есть погоны". Лысаков напоминает, что есть и закрытый объем информации: "С помощью камер вы можете отследить в режиме онлайн в течение дня маршрут любого автомобиля, в том числе перевозящего взрывчатые и радиоактивные вещества, участвующего в рамках программы защиты свидетелей, а также машины оперативных служб, работающие под прикрытием. Нельзя этот массив информации отдавать людям с улицы, которые ни за что не отвечают, никаких присяг не давали, могут прийти и уйти с этими сведениями".
Важнейший момент, на который обращает внимание эксперт — фактически уничтожение службы ГАИ. Закончится это тем, что с помощью камер можно будет лишь выносить постановления о наложении штрафа. Но кто ездит под камерами? Пьяные, наркоманы, люди, лишенные прав. Выявить их можно только работой на дороге, например, ведением специальных профилактических операций. Лысаков уверен, что на волне тенденций - передача полномочий городу, сокращения инспекторов - некому будет убрать с дороги злостных нарушителей, поэтому последствия обещают быть самыми негативными.
С Лысаковым солидарен координатор движения автомобилистов "Синие ведерки" Петр Шкуматов. "На текущий момент в столице формируется штрафная монополия. Это означает, что город отвечает за организацию дорожного движения, отвечает за контроль с помощью камер соблюдения правил проектов организации дорожного движения, они же получают деньги и они же их тратят. Москва в этом отношении сформировалось как отдельное государство в государстве", - говорит он. Перспективы нас ждут отнюдь не радужные. По мнению Шкуматова, для автомобилистов последствия будут ужасными. "Мы будем платить больше, а прав у нас будет меньше. Штрафная нагрузка на водителей увеличится довольно серьезно. И, поскольку, все эти деньги будут идти тем людям, которые напрямую вовлечены в процесс организации дорожного движения, я думаю, что резко увеличится количество дорожных ловушек и будет больше двусмысленностей, которые будут трактоваться не в пользу автовладельцев", - подытоживает эксперт.
"Я думаю, что когда передаются полномочия по взиманию штрафов, это означает передачу всех полномочий и вынесение постановлений на основе данных фото- и видеофиксации, и составление протоколов. Когда вживую задерживается нарушитель. Полагаю, это все приведет к разрушению и без того хрупкой системы безопасности дорожного движения, потому что коммунальные службы Москвы будут озабочены не столько тем, чтобы предупредить правонарушение, сколько тем, чтобы собрать как можно больше денег", – говорит Виктор Похмелкин, председатель Общероссийского общественного движения "Движение автомобилистов России".
Звучит как-то… безрадостно? Другого ожидать не приходится, благо у столицы большой опыт в получении денег с автомобилистов. Достаточно вспомнить платные парковки и эвакураторы.
Асатур Бисембин